Стратегия Советского Союза, а затем Российской Федерации была направлена на провоцирование споров между европейскими народами, стравливание членов Европейского объединения угля и стали, позже — Европейского экономического сообщества и ЕС, а также на подрыв всех интеграционных инициатив.
Москва последовательно претворяла в жизнь тактику завязывания двусторонних отношений с отдельными членами европейских объединений и старалась не решать важных вопросов на уровне РФ — ЕС. Очередные этапы расширения Евросоюза, в особенности те, что привели туда в XXI веке страны, которые много десятков лет находились в советской сфере влияния, стали серьезным политическим поражением Кремля. Реагируя на это, он обратился к планам по развалу ЕС с использованием центробежных или сепаратистских тенденций. В последние годы все чаще говорилось о том, что Россия стала разыгрывать карту евронегативизма и евроскептицизма. Так оно и было.
Евроскептический и федералистский сценарии
Однако от всеобщего внимания ускользает тот факт, что Москва может использовать совершенно другую карту: карту европейского федерализма. Вообразим себе совещание советников и аналитиков Путина в кулуарах Кремля. Прекрасно владеющие иностранными языками эксперты по глобализации, европейской интеграции и международной политике, дипломаты и агенты КГБ (впрочем, эти категории пересекаются) размышляют, как ослабить эффективный Запад, которому удалось захватить большую часть «традиционной» российской сферы влияния. Появляются сценарии для сепаратистов, которые ослабляют сплоченность и солидарность таких ведущих стран ЕС, как Великобритания, Франция и Испания, панславистские и антиевропейские сценарии, а потом, наконец, в результате мозгового штурма российские эксперты создают федералистский план. Большинство этих концепций уже широко обсуждались, так что сосредоточим наше внимание на той, о которой известно меньше всего. Какими методами можно разрушить или хотя бы ослабить и расшатать Европейский Союз, нанести удар по его авторитету на международной арене? При помощи закручивания федералистских и интеграционных гаек. Ведь это неминуемо породит центробежные тенденции во многих странах, а особенно — в государствах «нового ЕС», которые особенно чувствительно относятся к темам суверенитета и возможности самостоятельно принимать решения. Это естественная реакция, которая уходит корнями в эпоху коммунизма и советского управления «социалистическими странами» из московского центра.
Разделяй и властвуй
Как проще всего поссорить страны Европы? Противопоставив «старый» ЕС «новому», богатых бедным, «грамотно управляемую» Западную и Северную Европу «постоянно выдвигающей требования и претензии» Южной. Еще лучше начать «ставить в угол» и наказывать отдельные страны, а в первую очередь те, из истории которых понятно, что на такие формулы они не согласятся. Как вы уже знаете, Франс Тиммерманс — это агент российского влияния. Возможно, он сам этого не осознает. Я не хочу здесь вспоминать о его прошлом, когда он служил в рядах Королевской армии Нидерландов в качестве переводчика русского языка. Речь здесь идет не о его биографии и не о знании языка Путина, а о том, что его давление на Польшу — это для Москвы подарок небес (если предположить, что экс-полковник КГБ Владимир Владимирович Путин ходит в церковь не напоказ и на самом деле верит в небеса).
Москва хочет видеть Европейский союз заглатывающим свой собственный хвост, сосредоточенным на внутренних конфликтах, спорах и партизанских войнах, а в результате — утрачивающим значение на международной арене. Да, слабый ЕС — это повод пить шампанское. Возможно, в России для этого хорош каждый предлог, но этот в особенности. Ведь слабая Европа уже не сможет навредить Российской Федерации ни в политическом, ни в экономическом (санкции!) плане. В раздробленной Европе Кремль сможет наконец вернуться к своим двусторонним играм с отдельными, в первую очередь крупными странами Евросоюза. Прежние «приятельские» отношения Путина со Шредером или с Берлускони показывают, что руководители Российской Федерации ставят себе именно такую политическую цель. Путь к ней лежит через дестабилизацию и дробление ЕС.
Этим и занимается старающийся убежать от внутренних проблем и поправить свои рейтинги Эммануэль Макрон, который нападает на Польшу (и не только на нее одну), показывая на примере темы так называемых командированных работников, что в ЕС, как в «Скотном дворе» Джорджа Оруэлла, «некоторые равнее других». Принцип свободного перемещения людей (рабочей силы) входит в список четырех основных европейских свобод. Это наш фундамент, хотя, возможно, президент Франции и канцлер Германии считают иначе. Добавлю, что проблема дискриминации затрагивает не только «новый Евросоюз», то есть 11 стран нашего региона, которые вступили в ЕС в три этапа (2004, 2007, 2013). Недавно португальские европарламентарии жаловались на то, что к их стране применяют двойные стандарты: когда финансовую дисциплину нарушает Париж, никто не обращает внимания, а когда эту границу хотя бы минимально пересекает Лиссабон, его сразу же призывают к порядку. Честно говоря, двойные стандарты появились уже давно, еще до того, как к власти пришла коалиция «Гражданской платформы» и Польской крестьянской партии. Европейская комиссия руками голландского комиссара Ниеле Кроес (Neelie Kroes) наказывала Польшу за то, что та ранее помогла польским верфям, но закрывала глаза, когда богатая Германия оказывала поддержку собственным.
Каролингская Европа, или «малый ЕС» — это путь к гибели
Следует ясно сказать, что по историческим, экономическим и политическим причинам ЕС всегда был и останется неоднородным, но это не значит, что он обречен на споры и раскол. К такому расколу нас приближают как действия Москвы, так и выступающих (не всегда, но довольно часто) орудием в ее руках евронегативистов и сторонников создания новых государств в рамках ЕС (это отдельная сложная тема). К расколу приближают нас также недальновидные и беспечные политики из Западной Европы, а также высокопоставленные европейские чиновники, которые по разным причинам подрывают сплоченность Европы. Одна из этих причин — экономические выгоды или перспектива их получения, как это было с газопроводом «Северный поток —1», продвижением которого вместе с Россией занимался Берлин. Другая причина — это желание «сузить» Евросоюз, вернуться к каролингской Европе, создание которой кажется богатым европейским странам привлекательной перспективой, ведь им не придется тратить баснословные деньги на бедные государства «нового ЕС». Хотя, конечно, претворение такого плана в жизнь приведет к краху европейского проекта.
Вне зависимости от того, какими поводами все они руководствуются, следует задаться вопросом, кому это выгодно? Действия Тиммерманса, риторика и шаги Макрона выгодны Кремлю. Если они этого не понимают, значит, их можно назвать политиками, лишенными политического чутья и воображения, а если понимают, значит, они выступают удобным оружием в руках Москвы, служащим для разрушения Европейского сообщества.