Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Суровое очарование «Лады»

Нелегкий путь российского автомобилестроения в современность.

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкАвтомобиль LADA Vesta на Московском международном автомобильном салоне-2016
Автомобиль LADA Vesta на Московском международном автомобильном салоне-2016
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У каждого правительства иногда возникают сложности с собственным автомобилестроением. Владимир Путин тоже не исключение. Для него речь идет вовсе не об отмене двигателей внутреннего сгорания, а о настоящем запуске такой продукции вновь. Ведь «Лада», крупнейший и единственный достойный российский автопроизводитель, представляет собой вечную кризисную историю.

Российская автомобильная марка нацеливается на основные стандарты качества. Однако советский реликт ценят не в последнюю очередь за отсталость.


У каждого правительства иногда возникают сложности с собственным автомобилестроением. Российский президент Владимир Путин в данном случае тоже не освобожден от забот. Для него речь идет вовсе не об отмене двигателей внутреннего сгорания, а о настоящем запуске такой продукции вновь. «Лада», крупнейший и единственный достойный российский автопроизводитель, представляет собой вечную кризисную историю.


Однако есть и надежда. Официальная пробная поездка явно довольного президента на одном из первых экземпляров «Лады Весты» осенью 2015 года стало небольшим хитом на YouTube. Процесс должен был несколько напомнить о рекламе планового ведения хозяйства, однако по машине было понятно, что теперь начинается новая эра.


Когда весной первые экземпляры «Весты» появились на немецком рынке, специализированное издание Германии Kfz-Betrieb сочло этот факт шоком: «Автомобиль обладает четким характерным дизайном». В остальном по-прежнему просматривается современная машина среднего класса за 12 740 евро с некоторыми слабыми местами, правда, лучше собранная и оснащенная, чем «Лада» в целом до сих пор.


Удивительно, но факт: довлеющее глобальное развитие «Ладой» было воспринято очень поздно. Началась санация автопроизводителя силами западного концерна. «Рено/Ниссан» поэтапно начинал свою работу и занимается в настоящее время выведением российского автогиганта из советского наследия.


Французско-японский концерн уже успешно вывел на современный уровень жуткую румынскую марку «Дачия», поэтому, видимо, вполне пригоден для подобных мероприятий. В то же время случай с «Дачией» несколько иной. Ведь «Дачия» за пределами стран Варшавского договора была в свое время практически никому не известна, а «Лада», в отличие от нее, — это культовый автомобиль.


Продукция завода в Тольятти, и прежде всего надежный клон «Фиата» от итальянского производителя, построившего на берегу Волги «фабрику-реторту», нашла после начала производства в 1971 году пути сбыта в Западную Европу. Аскеты по тем или иным политическим мотивам нашли «суровое очарование» в непобедимых «русских Фиатах».


Ко всему добавился жесткий внедорожник, причем задолго до того, как любители открыли для себя полный привод. Этому сопутствовала рекламная кампания, в которой импортный автомобиль креативно барахтался в болоте. Осталась в памяти реклама того времени, в которой рабочий предприятия направлял фен для волос на решетку радиатора в доказательство превосходных аэродинамических качеств машины. Таким образом, было видно, что кузов обтекаем, как коробка от обуви.


«Ирония сегодня уже не воспринимается», — считает Дитер Трзаска, шеф Lada Automobile GmbH в Букстехуде. Господин Трзаска с чувством юмора встречает нас в ярко-зеленой рубашке, которая у него осталась, видимо, со времен ГДР. Говорит открыто с мягким рурским акцентом. В семидесятых он начинал продавцом марки «Лада» и прошел весь связанный с ней исторический путь. Помнит он и сумасшедший бум после открытия границы, когда «освобожденные» граждане ГДР в массовом порядке заказывали «Лады», и обвал рынка с долгим бедственным положением.


Небольшая фирма выжила в условиях некоего импровизированного маркетинга. В качестве козырной карты остался внедорожник «Нива», «вечная классика» модельного ряда 1976 года, который выпускается заводом до сих пор, хотя он и называется теперь «Тайга» или «Урбан». Из-за компании General Motors название «Нива» было утрачено в рамках бесплодного сотрудничества американского концерна с российским автопроизводителем.


С «Вестой» начинается проблематичный период. «Рено» не берется за ее сбыт в Германии, так как собственная недорогая марка «Дачия», жесткий конкурент «Лады», уже присутствует и хорошо зарекомендовала себя в торговой сети страны.


Что касается российской автомобильной марки, то торговля живет в основном благодаря культовой «Ниве». В ценовом отношении «Веста» близка к «Дачии», но при более пристальном рассмотрении отстает от нее. Коробка передач не радует долгими паузами при переключении скоростей, а материалы внутренней отделки по-прежнему попахивают продуктами нефтепереработки. Были нарекания и насчет несколько загадочной навигационной системы, в которую недостаточно ясно при всей спешке прихода на рынок удалось внести западные идиомы. Система выдавала поначалу ошибки в образовании немецких числительных при указании расстояний, а сейчас в предупреждениях о радарном контроле все еще делает ошибки в немецком порядке слов.


Любителям «Лады» старой закалки все это, вероятно, покажется весьма милым. В то же время речь идет о борьбе за покупателя, для которого отношение к автомобилю основывается не на чувстве юмора. В этом году Lada Automobile GmbH намеревается реализовать на рынке не менее 3 тысяч новых автомобилей, из которых почти 2 тысячи экземпляров представляют собой «музейные» полноприводные машины.


По мнению господина Трзаска, доминирующей моделью в 2018 году может стать только новый «комби» — вариант «Весты». 72-летний Трзаска однажды намеревался покинуть свой руководящий пост, когда продажи «Лады» в Германии превысят 12 тысяч автомобилей в год. «Но увидеть это мне не суждено», — считает он.