Российский президент Владимир Путин попал в заголовки газет на прошлой неделе, когда предложил использовать миротворческие силы ООН в регионе Донбасса на востоке Украины. Его предложение, вероятно, не было искренним, однако Украина и ее друзья на Западе должны его протестировать.
Кремль уже в течение некоторого времени поддерживает тлеющий конфликт в Донбассе, который используется им для оказания давления на правительство в Киеве и для подрыва его позиций. «Школьному» перемирию, разработанному в конце августа, уготована судьба десятка предыдущих соглашений. Стороны продолжают вести огонь на линии соприкосновения, отделяющей украинские силы от российских и контролируемых Россией «сепаратистских» сил.
Однако, выступая 5 сентября на пресс-конференции, Путин заявил, что размещение миротворцев ООН может помочь в разрешении этой ситуации. Он также сообщил, что соответствующие инструкции будут направлены в российскую миссию при ООН. Многие наблюдатели скептически отнеслись к этому предложению, что вполне оправданно. Во-первых, российский президент в качестве условия размещения миротворцев ООН назвал разведение сил, а также отвод тяжелых вооружений в Донбассе.
Соглашение Минск II, заключенное в феврале 2015 года, призывает как раз к этому, однако его положения продолжают оставаться невыполненными уже в течение более двух с половиной лет. Кроме того, он предложил, чтобы мандат на размещение миротворцев действовал всего в течение шести месяцев, а это нереалистично короткий срок для конфликта, который продолжается уже четвертый год. Кроме того, эти силы будут лишь защищать наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Во-вторых, российская миссия при ООН не сообщила никаких деталей относительно идеи Путина и не представила никакой резолюции в Совете Безопасности ООН, который и должен принять решение о направлении миротворческого контингента. В Москве официальный представитель Кремля Дмитрий Песков также не сообщил никаких деталей. Вместо этого он сказал, что Киеву следует обсудить этот вопрос с лидерами так называемых Донецкой и Луганской «Народных Республик», и таким образом он повторил фиктивную историю — сегодня в нее верят лишь самые преданные зрители телеканала RT — о том, что Россия не является частью этого конфликта.
В-третьих, согласно предложению Путина, миротворческие силы должны быть размещены лишь вдоль линии соприкосновения в Донбассе и больше нигде (11 сентября Путин, как сообщается, модифицировал свою идею и в беседе с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель сказал о том, что эти силы могут действовать на всей территории Донбасса — но только для сопровождения наблюдателей ОБСЕ).
В связи с этими добавлениями возникает вопрос: является ли идея Путина истинным предложением, направленным на достижение прогресса в урегулировании или это просто пустая фраза, сказанная на пресс-конференции?
Несмотря на имеющиеся сомнения по поводу предложения российского президента, немецкие и американские официальные лица осторожно приветствовали его. Это было сделано правильно. Вместо того чтобы сразу отклонить предложение российского президента, Украина, Германия и друзья Киева в Совете Безопасности решили подвергнуть испытанию серьезность намерений Москвы.
Это предложение должно быть изменено. Миротворческие силы ООН способны внести серьезный вклад в окончание украино-российского конфликта в Донбассе — если у них будет соответствующий мандат.
Такой мандат должен позволить миротворческим силам разместиться не только на линии соприкосновения, но и на всей территории оккупированного Донбасса, включая украино-российскую границу. Этот мандат не должен иметь столь неразумно короткий срок. И он должен быть в достаточной степени солидным для того, чтобы миротворческие силы были способны утвердить и поддерживать власть в этом регионе; тогда как повторение печального опыта Сил организации ООН по охране (UNPROFOR) в Боснии в начале 1990-х годов никакой пользы не принесет.
Действующий на всей территории Донбасса мандат ООН может обеспечить прекращение огня и отвод тяжелых вооружений, что предусмотрено соглашением Минск II. Он может также обеспечить безопасность украино-российской границы и остановить поток оружия и боевиков из России в Донбасс. Он обеспечит безопасность сотрудников ОБСЕ, в задачу которых входит наблюдение за исполнением положений соглашения Минск II (но это должно быть лишь одной из возложенных на миротворческие силы задач). Кроме того, это может создать более подходящие условия для предоставления гуманитарной помощи.
Все это будет сделано в интересах населения Донбасса, в интересах Украины и России, при условии, что Москва хочет урегулировать этот конфликт.
Некоторые наблюдатели считают, что Кремль, возможно, ищет выход из донбасского болота. Меня можно поместить в лагерь скептиков, но я будут рад, если окажусь неправ в этом отношении.
Имеет смысл протестировать искренность Москвы. Если российские дипломаты в ООН согласятся обсуждать серьезный и солидный миротворческий мандат, который, в частности, позволит этим силам действовать по всей территории Донбасса, то это повысит шансы на установление мира на востоке Украины.
Если же российские дипломаты в Нью-Йорке, напротив, не будут готовы обсуждать заслуживающий внимания мандат, то это подтвердит сомнения многих людей — предложение Путина является несерьезным.
Киев мало что может потерять. Украинские дипломаты должны координировать свои действия с американскими, британскими, французскими и шведскими коллегами в Совете Безопасности по вопросу о том, как наилучшим образом превратить предложение Путина в мандат для миротворческих сил, который будет способствовать установлению мира.