Когда нужно проложить трубы длиной 1200 километров, нужно преодолеть пару препятствий. Одно из них операторы «Северного потока — 2» уже устранили. Прокладка нового трубопровода в Германию не окажет «существенного негативного воздействия на окружающую среду» в Кургальском заказнике, заявили они несколько дней назад. Такие данные были получены в результате проверки на экологическую безопасность. Однако, серьезно никто и не рассчитывал на то, что забота об орланах, тюленях или медведях на северо-западе России остановит спорный проект. Настоящая борьба идет в другом месте — в Брюсселе.
Здесь бушуют споры о сложном правовом вопросе с острым политическим подтекстом. Еврокомиссия претендует на полномочия по инициативе. Но по мнению федерального правительства Германии, здесь применимо национальное право, как это было в случае с «Северным потоком — 1». По первому трубопроводу с 2011 года идет газ из России в Германию. От исхода спора зависит многое — в конце концов, и то, будет ли вообще построен трубопровод. По мнению Еврокомиссии, газопровод вредит созданию европейского энергетического союза, который должен обеспечивать большую солидарность.
По мнению ЕС, трубопровод может навредить созданию открытого газового рынка
Опасения Еврокомиссии существенны. Об этом свидетельствует конфиденциальный проект переговорного мандата, который Еврокомиссия хочет получить от стран — членов союза. Мандат означал бы предоставление полномочий на ведение переговоров с Россией о правовых условиях строительства «Северного потока — 2».
В тексте проекта, который находится в распоряжении газеты Süddeutsche Zeitung, Еврокомиссия указывает на значительные последствия проекта, который предполагает сразу две новые нитки трубопровода для всего европейского газового рынка. Нынешние транзитные маршруты российского газа могут быть «в значительной степени заменены единственным доминирующим транспортным коридором», предостерегает Еврокомиссия в документе. «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» вместе могут поставлять порядка 110 миллиардов кубометров в год. Это соответствует порядка 80% российского экспорта газа в ЕС. Использование существующих соединений через Украину и Словакию, а также Белоруссию и Польшу может в той связи значительно снизиться.
С точки зрения Еврокомиссии, это сделает уязвимыми не только транзитные страны, но и ЕС. Сила России с долей в размере 42% на рынке, и без того являющейся крупнейшим газовым поставщиком ЕС, будет продолжать расти. «Это может ограничить создание открытого газового рынка с ценовой конкуренцией и диверсифицированные поставки в ЕС» — таковы предостережения. «Северный поток полностью противоречит целям Европейского энергетического союза. Энергетическая солидарность между странами тем самым разрушится», — отмечает депутат Европарламента от фракции «Зеленых» Райнхард Бютикофер (Reinhard Bütikofer).
Под вопросом и интересы Газпрома
Еврокомиссия сама отмечает, что офшорный трубопровод частично находится в нейтральном юридическом поле. Именно поэтому важно закрыть «правовую брешь». «Переговоры не только в интересах ЕС, создание правовой ясности должно быть также и в интересах инвесторов», — отмечает Еврокомиссия.
Сомнительно, что вмешательство Еврокомиссии соответствовало бы и интересам Газпрома. Российскому концерну принадлежит компания по строительству трубопровода. В проекте задействован и ряд западных компаний, таких как Shell и Wintershall. В ходе переговоров ЕС, согласно проекту мандата, будет настаивать на разделении производства и транспортировки, а также прозрачности при доступе к трубопроводу и «прозрачном и недискриминирующем ценообразовании» при транзите.
Федеральное правительство не поддерживает сомнения Брюсселя. Оно не разделяет позицию Еврокомиссии о том, что «Северный поток — 2» не способствует достижению целей энергетического союза, заявил государственный секретарь Министерства экономики Райнер Бааке (Rainer Baake) в ответ на запрос «Зеленых» в бундестаге. Он способствует тому, «чтобы при помощи дополнительной инфраструктуры в России осваивались новые месторождения для Европы». По словам Бааке, это повышает безопасность снабжения. По мнению Берлина, «необходимости в мандате Совета на соглашение с Россией нет в принципе», заметил он. Предложение Еврокомиссии о переговорном мандате сейчас «тщательно» проверяется. И юридический отдел Совета сейчас занимается этим вопросом. Идет работа над заключением, которое также должно прояснить, может ли быть принят мандат квалифицированным большинством стран ЕС, или необходимо единогласное решение.
А если Россия не захочет вести переговоры с Брюсселем? Возможно, русские хотят реализовывать проект только на собственных условиях, говорит Бютикофер. «Тогда им нужно сделать выводы», — говорит политик от «Зеленых».