14 сентября при участии ста тысяч российских и белорусских военнослужащих начались масштабные учения на границе с Латвией, Литвой и Польшей. Эти маневры самые крупные с 1981 года. В ходе учений, которые названы «Запад-2017», будут испытаны новое оборудование, тактики, логистика и проверена боеспособность в условиях конфликта с НАТО и вблизи Белоруссии. Российское руководство пристально следит за ходом операции, которая должна стать кульминацией повышения боеспособности РФ. Все это официальные причины учений, однако есть и неофициальные, точнее политические. Они связаны с исконной важностью России для европейской безопасности, российской ролью и интересами в Восточной Европе, а также с очень ясным посланием Александру Лукашенко, президенту Белоруссии, который пожелал стать главным связующим звеном между Россией и Европейским Союзом.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу ясно дал понять, что учения носят исключительно оборонный характер, поскольку проводятся в крайне сомнительной политическом окружении. Еще в середине лета Шойгу отметил, что главная оборонная миссия РФ — отразить удар НАТО по России и Белоруссии, о каком бы виде конфликта ни шла речь, если его цель — свержение российского государственного руководства. В этой связи Шойгу пояснил, что Москва отмечает рост военной активности стран НАТО в Восточной Европе, и, таким образом, Кремль хочет убедить западных партнеров отказаться от антироссийских намерений. Действительно, на недавней встрече НАТО на высшем уровне Россию и международный терроризм назвали угрозами номер один для альянса. Россияне расценивают это неодобрительно, отмечая, что антироссийская позиция приведет к разрушению существующей сегодня в мире системы безопасности.
Российские западные соседи боятся российских планов, в особенности потому, что в ходе учений будет отрабатываться оборона и отражение удара сил НАТО из прибалтийских стран и Польши. Эти страны защищены обязательствами, предусмотренными Североатлантическим договором, но если бы Россия действительно вторглась в эти государства, защитить их было бы трудно. Происходящее перекликается с русским/советским наступлением на силы Гитлера в Восточной Европе, а также с действиями СССР в рамках Брежневской доктрины.
Некоторые аналитики отмечают, что учения «Запад-2017» могут стать увертюрой к смене режима в Белоруссии. Являясь ближайшим российским союзником, Лукашенко продолжает искать баланс между Россией и европейскими соседями. Благодаря очень сильной внутренней политической оппозиции, которая укрепилась за те 23 года, когда Лукашенко оставался у власти, президент Белоруссии прислушался к некоторым прозападным политикам.
Прецедент был найден в учениях, которые проводились в преддверии нападения на Грузию в 2008 году и аннексии Крыма в 2014 году, хотя министр иностранных дел Сергей Лавров ясно и неоднократно полностью опроверг подобные идеи. И тем не менее критики указывают на недавний проект федерального закона, который был внесен в Думу 10 августа. Речь в нем идет о совместной системе противовоздушной обороны России и Белоруссии. Таким образом, президент Владимир Путин просит Думу ратифицировать протокол от 2009 года, который предполагает защиту общей границы и воздушного пространства России и Белоруссии за счет создания общей системы региональной противовоздушной обороны. Цель закона — повысить безопасность внешних воздушных границ и способствовать укреплению безопасности двух стран.
Вопреки западным «опасениям» в связи с российским влиянием в Белоруссии ясно, что Москва и Минск стратегически поддерживают друг друга. Однако эта потребность друг в друге не предполагает обязательного договора во всех сферах безопасности, армии и полной согласованности в действиях Евразийского союза и Организация Договора о коллективной безопасности. И тем не менее всегда существует ряд важных вопросов, которые связывают две страны, начиная с экономических отношений и заканчивая общим страхом перед интервенцией НАТО.
Так продолжается еще со времен распада Советского Союза в 1991 году. Из-за большого количества экономических и политических проектов Белоруссия осталась тесно связанной с Россией. Минск сразу вошел в Таможенный союз, который впоследствии трансформировался в Евразийский экономический союз, и до сих пор Белоруссия активно участвует в сотрудничестве в области безопасности. Лукашенко находится у власти с 1994 года, и в прошлом западные страны наказывали Белоруссию санкциями из-за несвободы политических партий и СМИ, хотя многие забывают, что Белоруссия — одна из стран, в которой не укоренились классическая всеобщая коррупция, криминал, продажность политиков, в отличие от Украины или ельциновской России.
Отношения двух стран не идеальны. Разногласия начали преумножаться по мере того, как Россия набиралась сил, а особенно обострились ввиду нападения на Грузию в 2008 году и поддержки сепаратистов на Восточной Украине в 2014 году. Белоруссия с озабоченностью стала относиться к природе билатеральных отношений с Россией, а после украинского кризиса в Минске задались вопросом, не произойдет ли нечто подобное и в Белоруссии. Поэтому Минск начал постепенное сближение с Европой, а Брюссель снял некоторые санкции против белорусской экономики и некоторых высокопоставленных государственных руководителей. При этом Минск даже возразил России, когда та задумала построить на территории Белоруссии новый военный аэродром для российских вооруженных сил.
Существуют разногласия и относительно деятельности Евразийского союза, поскольку Белоруссия опасается, не намеревается ли Москва использовать союз исключительно в собственных политических целях. Под вопросом оказалось даже военное сотрудничество, хотя официальные договоренности в этой сфере считаются лишь символическими. Белоруссия и Россия зачастую не могут договориться о цене энергоносителей, транзите, а порой Минск выступает с резкой критикой политики РФ в отношении ее соседей. Например, Минск не захотел признать отделившиеся грузинские провинции Абхазию и Южную Осетию, несмотря на московское давление. Лукашенко критиковал и Армению, самого важного российского союзника на Южном Кавказе, из-за армянской политики в Нагорном Карабахе.
Несмотря на все эти разногласия, учения вроде «Запада 2017» свидетельствуют в большей степени о белорусской потребности в российской помощи. Так или иначе Россия является крупнейшим инвестором в белорусскую экономику, а что касается вопросов безопасности, то Минск, как и Москва, боится возможного столкновения с силами НАТО. Кстати, Лукашенко и Путин прекрасно понимают друг друга как политики, поскольку оба мыслят на долгосрочную перспективу, а их политической власти противостоит все крепнущая внутриполитическая оппозиция. Поэтому оценивать белорусскую внешнюю политику стоит именно с этой точки зрения, несмотря на желание Лукашенко в отношениях с Европой быть самостоятельным.
С российской точки зрения географическое положение делает Белоруссию важной страной как для экономической, так и для политической мощи России. На протяжении веков Белоруссия использовалась как путь для вторжения в Россию. Этим путем воспользовались и шведские короли, и Наполеон, и Гитлер. Сейчас Европейский Союз и НАТО хотят расширить свое присутствие на постсоветском пространстве с помощью договоров об ассоциации и военных учений с Молдавией, Украиной и Грузией. Правду сказать, Брюсселю не нужно предпринимать особенных усилий, чтобы вывести эти страны из российской зоны интересов.
Грузия потерпела политическое фиаско с Михаилом Саакашвили, а европейцы мгновенно забыли все обещания, данные Тбилиси. В случае Украины оказалось, что европейцы связались с организованной преступной бандой, которая сегодня находится в Киеве у власти, и против которой не сегодня завтра Европе тоже придется ввести санкции. Теперь, вероятно, стратегический удар по российским интересам может быть нанесен через Минск.
Белоруссия открывает путь в самое сердце России, в промышленно и экономически важные области: Псковскую, Брянскую и Смоленскую, — а также к Москве. Пока Белоруссия остается под российским влиянием, у России есть возможность размещать свои силы далеко за пределами собственных границ — в Центральной Европе и вблизи прибалтийских стран. Все они являются одновременно внешними границами ЕС и НАТО и проводят выраженную антироссийскую политику. Но, несмотря на геополитический расчет, свою роль играет и культурное влияние. Будучи восточными славянами, белорусы этнически похожи на русских и образуют с ними единое историческое целое. В Белоруссии русского населения все меньше, а вопрос об ориентации десяти миллионов белорусов имеет для Москвы большое значение.
Несомненно, в двусторонних отношениях России и Белоруссии еще будут трения по разным вопросам — от безопасности до политики. Тем не менее эти страны остаются близкими партнерами, потому что от России зависит экономическое развитие Белоруссии. Минск не допустит ограничения свободы, которой обладают западные страны, да и маловероятно, чтобы Запад сумел гарантировать белорусскую безопасность. Этот стратегический интерес Белоруссии может обеспечить только Россия, и учения «Запад-2017» ясно говорят об этом всему миру.