Националистическая риторика и исторический ревизионизм Кремля, который действует при поддержке Русской православной церкви, привели к тому, что обскурантизм в стране достиг такой степени, что многие его адепты успели перещеголять собственных наставников.
Сколько уже написано романов и снято фильмов об истории любви последнего русского императора Николая II и императрицы Александры и об уготованном им трагическом финале? Сотни или, может быть, тысячи. Хорошие или плохие, они были предметом дискуссий, но я не помню, чтобы какой-то из них стал причиной скандала или актов насилия.
Но стоило Алексею Учителю снять фильм «Матильда», как русские православные фанатики принялись поджигать машины, проводить демонстрации против его показа в российских кинотеатрах и обращаться в МВД с прошениями о запрете проката картины.
Излишне говорить, что подавляющее большинство негодующих самого фильма не видели, но уже знают, что речь идет о богохульстве в отношении святого мученика Николая II, последнего русского императора, канонизированного Православной церковью.
Если в двух словах, фильм повествует об истории любви Николая, в то время еще не царя, а цесаревича, и уж тем более не святого, и знаменитой польской танцовщицы Матильды Кшесинской (1872-1971). Эта любовная связь продолжалась между 1892 и 1894 годами и, как говорили в то время, благодаря ей Кшесинская получила статус примы-балерины Мариинского театра в Санкт-Петербурге, хотя сам художественный руководитель Мариус Петипа, один из величайших мастеров мирового классического балета, был против.
В 1921 году Матильда вышла замуж за великого князя Андрея Романова и, как и многие представители русской знати, эмигрировала в Париж, чтобы избежать красного террора. Николай и его семья были арестованы большевиками и расстреляны в 1918 году.
Кампанию против фильма, премьера которого намечена на 26 октября, запустила депутат Государственной думы (нижней палаты российского парламента) Наталья Поклонская. Эта молодая женщина, получившая известность после своего назначения Генеральным прокурором аннексированного Москвой Крыма, теперь сделалась ярым защитником «православных нравственных ценностей».
Так, в марте этого года Поклонская объявила, что на бюсте Николая II, установленном в Крыму, появились странные капли, то есть, согласно религиозной традиции, свершилось чудо: бюст замироточил.
Депутат обвиняет режиссера «Матильды» в «искажении исторических фактов» и организации «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». Кроме того, она считает оскорблением то, что роль Николая II сыграл немецкий актер Ларс Айдингер, поскольку, по ее словам, тот снимался в «фильмах, предназначенных исключительно для взрослой аудитории». Факт, который сам актер отрицает.
Как будто святой не мог грешить перед тем, как им стать (в истории христианских церквей найдется немало подобных случаев), призывы Поклонской к запрету фильма нашли поддержку у ряда высокопоставленных лиц Русской православной церкви, официальные представители которой, правда, не заняли по этому вопросу никакой конкретной позиции. Епископ Егорский Тихон, который, как утверждает российская пресса, является духовником Путина, назвал фильм «пошлой фальсификацией», посмотрев только один фрагмент картины.
Кампания против «Матильды» уже привела к тому, что «возмущенные православные» перешли от слов к делу. 31 августа неизвестные забросали коктейлями Молотова студию Алексея Учителя. 11 сентября у офиса адвоката режиссера были сожжены две машины, а вокруг разбросаны листовки «За Матильду гореть».
Ввиду конфликта, разгоревшегося вокруг новой картины, сразу несколько сетей кинотеатров в разных городах России были вынуждены отказаться от проката фильма, опасаясь беспорядков, которые могут организовать религиозные фанатики.
Министр культуры Владимир Мединский сказал, что попытки запретить показ фильма являются «беззаконием и цензурой», подчеркнув, что «полиция должна жестко пресечь давление распоясавшихся активистов на государство и кинобизнес», но Поклонская уже успела подвергнуть его заявления критике, обвинив министра в «некомпетентности».
«Давать оценку должны компетентные, полномочные эксперты, имеющие стаж экспертной работы. Я ничего не знаю о том, что Мединский имеет стаж какой-то экспертной работы в области каких-то наук», — подчеркнула православный депутат.
Кремль, по словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, осуждает «попытки оказывать давление на кинотеатры», но дело в том, что число тех, кто отказывается от показа фильм, с каждым днем растет.
В 2015 году аналогичная ситуация складывалась с фильмом «Левиафан» известного российского режиссера Андрея Звягинцева, которого обвиняли в «очернении России».
В то время как Владимир Путин ведет активную борьбу против либеральной оппозиции и Запада, ему ни в чем не уступают националистические и православные силы. Мало того, российский лидер серьезно рискует за ними не поспеть. Создавать монстров, особенно религиозных, может быть крайне опасно.