Вопрос о влиянии России на президентские выборы в США все еще продолжает всплывать в США. Американские разведывательные службы, включая Министерство юстиции и Федеральное бюро расследований, пытаются получить убедительные доказательства, подтверждающие участие России. Некоторые конгрессмены и многие политики видят во вмешательстве России в американские выборы посягательство на американскую демократию, и самые крайние из них — объявление войны, требующее аналогичного ответа. Комитет по разведке Конгресса США предложил новый закон о разведке под названием «Закон о борьбе с шпионажем», в который вошли две статьи. Этот закон вызвал серьезную дискуссию среди экспертов, особенно статьи 501 и 502. В первой из них предлагается создать специальный комитет для принятия эффективных мер для противодействия шагам, предпринимаемых Российской Федерации в целях воздействия на людей и правительства, а вторая статья предполагает наложение строгих ограничений на передвижение российских дипломатов в США, где им будет запрещено отдаляться от их места работы более чем 25 миль.
Заявления о вмешательстве России в выборы в США являются предлогом для поддержания идеи о том, что необходимо наказывать, блокировать и ограничивать шаги России на международной арене, потому как она представляет собой постоянную угрозу национальной безопасности США. К этому призывала Клинтон, и это отрицал Трамп, который призывал взаимодействовать с Россией, заключать сделки и не выказывать открытую враждебность. Проводятся серьезные исследования по оценке уязвимости американских избирателей в отношении этого вмешательства, если оно имело место быть. Ставятся под сомнения стремления избирателей поддержать Трампа, а не его соперника — Клинтон. Подобный исход не был просчитан теми, кто призывал Россию к ответственности еще до подтверждения ее вмешательства в американские президентские выборы.
Одной из причин, по которым американские государственные институты обеспокоены утверждениями о вмешательстве России в президентские выборы в стране, является не только поражение Клинтон. Влияние американцев на общественное мнение в других странах, навязывание своей системы ценностей и изменение национальной идентичности — это хорошо апробированная модель, известная в целом ряде случаев, например, в Японии после Второй мировой войны, Германии и Южной Корее. Исследования поведения процветали в 1950-х и 1960-х годах и были сосредоточены вокруг способов контроля за движением больших групп через средства массовой информации, систематическую утечку информации, секретные трансляции, дезинформацию, подстрекательство, формирование и финансирование определенных групп людей.
#Putin #SneakPeek #SteveBenson #Cartoon @arizonarepublic https://t.co/ElF7kiFXxX pic.twitter.com/at9z4rEdbx
— Becca Dyer (@CopyeditorDyer) 9 сентября 2017 г.
В свете этой ситуации популярная социальная сеть Facebook объявила о закрытии рекламного пространства, купленного русскими для содействия различным событиям во время выборов в США, в то время как некоторые интерпретировали это как одно из свидетельств предполагаемого российского вмешательства. Стоит отметить, что компания не указала, каковы были эти события и действительно ли они были связаны с выборами. Подобные факты иллюстрируют отсутствие убедительных доказательств у сети Facebook. Например, если российская компания, занимающаяся продажей антиквариата, купила рекламную площадку на Facebook для продвижения произведений искусства в одной из художественных галерей в США, считается ли это вмешательством в дела американских избирателей? Рекламные площадки занимаются обычными вещами и не имеют ничего общего с политикой или выборами.
Здесь мы можем указать на более серьезную проблему: роль новых медиа и социальных сетей в определении приоритетов как для отдельных лиц, так и для сообществ. Они предоставили возможности для диалога и обмена мнениями, которые не могут контролироваться правительствами, независимо от того, что они делают. В то же время эти средства попали под неявный контроль компаний, предоставляющих эти услуги. И многие знают, что секреты и активность так или иначе контролируются ими. В то же время существуют интернет-пираты, которые используют информацию, предоставленную этими сайтами и шантажируют людей, которые посещают эти сайты. Существуют также так называемые «сетевые отряды», принадлежащие законным или незаконным политическим силам, которые продвигают определенные идеи и противостоят тем, кто не согласен с этими идеями. Некоторые из этих «отрядов» могут принадлежать официальным органам государства, а другие действуют неофициально.
Такое разнообразие в силах, использующих в качестве своих инструментов новые средства массовой информации и социальные сети, делают крайне сложным доказательство ответственности конкретной стороны в воздействии на общественное мнение. Но мы убеждены в том, что некоторые из этих интервенций могут повлиять лишь на часть общественного мнения. Если мы предположим, что некоторые из этих объявлений, упомянутых Facebook, имеют отношение к нынешнему скандалу о американских выборах, что в этом преступного? Весь мир следил за этими выборами, и многие политики во всем мире, аналитики и простые люди высказывали свои взгляды и отношение к тому или иному кандидату, будь то через твиты, высказывания кандидатов в президенты или участие в открытых дискуссиях с неизвестными людьми. Отвечает ли мир за высказывание своего мнения по вопросу, затрагивающему судьбу всей международной системы? Разговоры о том, что некоторые объявления или сайты повлияли на отношение американских избирателей, на самом деле являются признанием хрупкости критериев, по которым американский избиратель выбирает своего нового президента. И это выставляет американцев в невыгодном свете перед другими.