Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Я называю себя марксистом

Далай-лама на диалогах в Риге, после порции вкусного мяса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чем хорош марксизм и почему в России он не получился, а в Швеции и Австрии - очень даже? Это лишь один из важных вопросов, которые Далай-лама обсудил во время рижских диалогов с музыкантом Борисом Гребенщиковым, режиссерами Виталием Манским и Алвисом Херманисом и драматургом Иваном Вырыпаевым, а также многотысячным залом «Сконто».

Чем хорош марксизм и почему в России он не получился, а в Швеции и Австрии — очень даже? Это лишь один из важных вопросов, которые Далай-лама обсудил во время рижских диалогов с музыкантом Борисом Гребенщиковым, режиссерами Виталием Манским и Алвисом Херманисом и драматургом Иваном Вырыпаевым, а также многотысячным залом «Сконто», в котором собрались буддисты и небуддисты со всего света.

За два часа диалогов лидер тибетского буддизма ответил на самые разные вопросы — от своего видения перспективы третьей мировой войны и советов по образованию детей до практических рекомендаций, как расслабиться и получить от жизни удовольствие. Если российских участников диалогов больше интересовала ситуация с агрессией и противостоянием в их стране, то латвийского режиссера Алвиса Херманиса волновало наличие или отсутствие интернета у буддистских монахов. Подробнее о том, что говорил Далай-лама — в ближайшие дни на портале Delfi.

Одной из самых противоречивых тем, развитых Далай-ламой, стал марксизм, который возник довольно неожиданно — в ответ на вопрос Ивана Вырыпаева: «Где граница контроля государства над культурой и нужен ли такой контроль?» (До того драматург пожаловался, что в России государство пытается сильно влиять на культуру.)

«Я думаю, что культура — это личное дело людей, правительство не должно контролировать такие вещи, — рассудил Далай-лама. — Но бывшие тоталитарные системы сформировали привычки из своего прошлого опыта, что государство должно все контролировать. Впрочем, что касается коммунизма как социально-экономической теории, то я называю себя марксистом. Мне нравится марксизм. В особенности — его идея равного распределения благ. По-моему, замечательная идея».

По мнению Далай-ламы, беда в том, что Ленин с помощью революции неудачно воплотил в общем-то светлую мысль на практике, но это связано с тем, что менталитет Ленина был сформирован в военные времена, когда в России шла гражданская война, что привело к жесткому контролю над культурой, массмедиа и интеллигенцией. Отсюда и появился тоталитаризм, от которого все до сих пор страдают.

«Сегодняшний жесткий контроль государства над всем достался России в наследство от старой системы, но постепенно это должно измениться — интеллигенции и СМИ надо прилагать для того усилия», — предположил Далай-лама. И не согласился с утверждением Виталия Манского, что на практике трудно себе представить, как еще поровну распределять блага, если не по-ленински.

«Надо делать исследования всего этого, — посоветовал духовный лидер. — Я знаю немало свободных и демократических стран, чья экономика распределяется более справедливо. Скажем, в Швеции и Австрии разрыв между бедными и богатыми намного меньше, чем в других частях света. Упор надо сделать на образование — и правительства должны сыграть роль, чтобы ситуация менялась. С другой стороны, Китай — социалистическая страна, в которой огромный разрыв между богатыми и бедными и слишком много эксплуатации. Мне кажется, если люди уделят этому вопросу серьезное внимание — на уровне отдельных компаний и правительств, то можно добиться, чтобы блага распределялись более равномерно».

Ближе к концу диалогов Далай-лама еще раз вернулся к теме России, которой посоветовал не погружаться в ностальгию по СССР, а ее бывшим составным республикам, которые отделились, не думать, что хорошо бы вернуться назад.

После диалогов Виталий Манский рассказал порталу Delfi, что вопрос справедливого перераспределения благ обсуждает с Далай-ламой не первый год, открыв тему еще во время встречи в резиденции лидера тибетских буддистов в Дармсале: «Его святейшество не в первый раз позиционирует себя, как марксист. Думаю, да простят меня Боги, это его заблуждение, когда он говорит о марксизме, как о некой прикладной практике жизни, а все упреки по реализации перебрасывает к Ленину, как антимарксисту. В этом и есть предмет нашего давнего спора.

Я считаю, что Ленин абсолютно четко воплощал в жизнь теоретические воззрения Маркса. Сделать это по-другому — почти из серии «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». Все верно, но как? Далай-лама говорит, что шведская или австрийская модель — более гуманна, но мы знаем, что там не все просто».

Режиссер Виталий Манский также поделился с порталом Delfi своим сенсационным открытием: «Далай-лама опять ест мясо! Мы с ним вместе его ели. Чье? Точно не свинину. И очень вкусное. А ведь я помню, как он меня порицал за то, что я ем мясо. Теперь же он сказал, что врачи ему рекомендовали».

Завершились диалоги традиционным музыкальным подношением Его Святейшеству от Бориса Гребенщикова и Алексея Зубарева. Правда, сам Далай-лама прослушал лишь одну песню — «Дубровский»:

«Когда в лихие года пахнет народной бедой,
Тогда в полуночный час тихий неброский
Из леса выходит старик
А вглядись — он совсем не старик
А напротив, совсем молодой…»


В завершении учений Далай-ламы был традиционно объявлен их бюджет: расходы на организацию — 294 000 евро, доходы от продажи билетов — 228 000 евро, остальное — пожертвования. Далай-лама не берет за свои учения гонораров и настаивает, чтобы билеты были максимально доступными по цене для широкой публики.