В финских общинах Куусанкоски, Мюнямяки и Оравайсе в послевоенное время можно было посещать замечательные концерты. Их организовывал СССР, который стремился повлиять на политику Финляндии, в том числе, и мягкими методами.
Всемирно известные советские музыканты и балерины ездили по муниципалитетам Финляндии перед президентскими, парламентскими и даже муниципальными выборами, рассказывает исследователь Симо Микконен (Simo Mikkonen). В гастролях принимали участие самые разные артисты — в том числе, акробаты и клоуны.
Перед президентскими выборами 1950 года в городах Ювяскюля и Тампере можно было послушать известного скрипача Давида Ойстраха, в городах Коккола и Якобстад — сопрано оперной певицы Валерии Барсовой. Тенор Владимир Нечаев выступал в городах Мариехамн, Кеми, Куусанкоски и Каяани.
Когда Советский Союз начал сближаться с Западом в конце 1950-х, многие артисты, приезжавшие в Финляндию, собирали в Лондоне и Нью-Йорке огромные стадионы.
«А у нас они выступали где-нибудь в общинах Пиелавеси и Сальтвик. Наши, наверное, даже не понимали, кто к ним приехал», — говорит Микконен.
Артисты совершали туры по Финляндии примерно за месяц до проведения выборов.
«Это никак нельзя было посчитать случайностью».
Однако как же выступления балерин могли повлиять на результаты выборов в Финляндии?
Так хотели увеличить число сторонников партии «Демократический союз народа Финляндии» и других пророссийских кандидатов.
Эффективность такого влияния оценить тяжело. Сам СССР точно видел в этом какую-то пользу, раз подобные поездки продолжались более десяти лет.
Эта работа стихла после того, как в 1956 году к власти пришел Урхо Калеви Кекконен (Urho Kalevi Kekkonen). Люди искусства по-прежнему приезжали в Финляндию, но теперь не прямо перед выборами и не за счет СССР.
В СССР, похоже, поняли, что большее влияние оказать уже было невозможно. Вторая причина, вероятно, заключалась в урбанизации Финляндии и снижении популярности эстрадной культуры, считает Микконен.
Хотя вмешательства СССР в политику Финляндии боялись, подобные туры не вызывали беспокойство. На них начали обращать внимание только в конце 1950-х, когда США заключили договор о культурном сотрудничестве с СССР и позже начали думать о том, что в страну вместе с артистами могут приехать и шпионы.
Нынешние стремления России повлиять на выборы в Европе — частичный возврат к методам советских времен, считает Микконен. В прошлые годы культурные события происходили и в Крыму.
«Конечно, существуют и более жесткие методы, однако в отношении Финляндии поступали именно так».