«В международных отношениях нет постоянных друзей или врагов».
Нынешние времена предоставляют прекрасную возможность проверить обоснованность этой дипломатической максимы. Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп выбросил на ветер интернационализм и плывет теперь под флагом популистского национализма, и поэтому постамериканский мировой порядок, судя по всему, уже не за горами. Американское партнерство и американские альянсы меняются по всему миру, и особенно это заметно в Пакистане, связи которого с Россией переживают период новой сердечности.
Визиты на высоком уровне представителей обеих стран попадают в заголовки газет. 25 сентября элитные российские и пакистанские подразделения сил специальных операций начали двухнедельные совместные антитеррористические учения, получившие название «Дружба-2017». Если посмотреть на историю двусторонних связей двух стран, то становится очевидным, что вынужденный роман между Исламабадом и Москвой, как правило, начинается тогда, когда в пакистано-американских связях возникают проблемы, а заканчивается он в тот момент, когда эти связи восстанавливаются. Хотя в этих двусторонних отношениях существует много элементов, американский фактор является доминирующим. И в этой связи возникает вопрос — а сохранится ли эта недавно возникшая сердечность в случае возвращения пакистано-американских отношений в нормальное русло?
Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов — от того, как Пакистан диверсифицирует свои двусторонние отношения, а также от ловкости России в балансировании между Индией и Пакистаном.
Политика как способ защититься
Дилемма внешней политики Пакистана состоит в его зависимости от ведущих держав при одновременной балансировке своих непростых отношений со своим главным врагом Индией. Вместо диверсификации своих отношений и ведущими державами Пакистан всегда предпочитал выбрать одну из них и носить эти отношение как тяжелые доспехи. Нет ничего ошибочного в такого рода реал-политике, за исключением одного следствия — у страны появляются хозяева, а не друзья. Уже давно подчеркивается необходимость пересмотра внешней политики Пакистана. Однако из-за трений в отношениях между Исламабадом и Вашингтоном основанный на ответной реакции подход Пакистана направляет его в сторону России.
Москва пыталась установить дружеские связи с Пакистаном, однако ее тесные отношения с Индией осложняли пакистано-российское сближение. В период с 1947 по 1950 год, а также в период с 1965 по 1969 год Советский союз и Пакистан сотрудничали в области образования, торговли и культуры. Советский Союз сыграл весьма активную роль в процессе прекращения индо-пакистанской войны 1965 года и способствовал подписанию в 1966 году Ташкентской декларации. Пакистанские сталелитейные заводы стали характерным признаком их дружбы в 1970-е годы. Однако позиции Москвы в отношении индо-пакистанской войны 1971 года и наложение вето на резолюцию Пакистана по вопросу о Восточном Пакистане, ныне Бангладеш, повредили двусторонним связям. Отношения между двумя странами еще больше испортились после вторжения Советского Союза в Афганистан в 1979 году.
Это охлаждение продолжалось до того момента, когда Россия начала рассматривать Пакистан как стратегически важное государство. В 2005 году сотрудничество между Индией и Соединенными Штатами стало более значительным, и это создало условия для заключения в 2008 году индо-американского соглашения о гражданском использовании ядерной энергии. Кремль предостерег Нью-Дели относительно растущей сердечности в отношениях с Вашингтоном, тогда как между Пакистаном и Соединенными Штатами возникли разногласия по поводу так называемой Войны против террора.
В 2011 году в результате атаки возглавляемых Соединенными Штатами сил НАТО на блок-пост в городе Салала (Salala) двусторонние отношения опустились до самого низкого уровня. Россия осудила это нападение, и в том же году президент Владимир Путин публично поддержал заявку Пакистана на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества. В августе 2013 года российский генерал-полковник Владимир Чиркин посетил Пакистан и обсудил вопросы, относящиеся к проведению операций в области обороны и безопасности.
Сотрудничество в области обороны достигло важного рубежа в 2014 году, когда Россия отменила свое эмбарго на продажу оружия Пакистану, и новость об этом попала в заголовки газет в Нью-Дели. Несмотря на сильное возражение Индии, Россия в этом году поставила Пакистану четыре боевых вертолета Ми-35М. Переговоры о поставках истребителей Су-35, а также военные учения «Дружба 2017» возмутили Нью-Дели. Однако Россия в настоящее время пытается, на самом деле, найти баланс в своих отношениях с Индией и Пакистаном. И Москва объявила о совместных учениях с Индией, которые будут проходить в период с 19 по 29 октября.
Российская концепция очевидна — она стремится упрочить свои позиции на глобальной арене. Поэтому она налаживает свои отношения с Пакистаном по таким направлениям как оборона, военное сотрудничество, дипломатия и борьба с глобальным терроризмом. Пакистан вписывается в стратегические расчеты Москвы, однако позиция России в отношении стратегических целей Пакистана остается неясной.
Брак по расчету ограничивает возможности
Вновь следует сказать, что именно стратегические вопросы и сотрудничество в области обороны продолжают оставаться основой недавнего сближения интересов Пакистана и России. Недовольство Исламабада по поводу мантры Вашингтона о необходимости «сделать больше» в борьбе против террористических группировок в стране, а также его близорукая политика в Афганистане укрепляют брак по расчету с Москвой. Основанный на обратной реакции подход всегда был ограничивающим фактором в раскрытии настоящего потенциала пакистано-российских отношений.
Межгосударственные отношения продолжаются, когда имеются общие цели. Общее враждебное отношение, трения и соперничество создают такие связи, и они сохраняются, пока существуют подобная основа.
Если Пакистан собирается диверсифицировать свою внешнюю политику и сократить зависимость от других великих держав, то тогда ему следует позволить экономике определять двусторонние отношения. Россия выразила желание подписать соглашение о свободе торговли с Пакистаном, что будет способствовать расширению двустороннего сотрудничества. Пакистан может поставлять товары в Россию, поскольку импорт сельскохозяйственной продукции из Европы запрещен. Энергетика также представляет интерес для российских нефтяных и газовых компаний.
Пакистан может также предоставить удобный международный маршрут для российских товаров через Китайско-пакистанский экономический коридор. Главным препятствием для развития экономических отношений является неразрешенные взаимные финансовые обязательства. В решении этой проблемы ключевую роль может сыграть межправительственная комиссия по торговому, экономическому, научно-техническому сотрудничеству между Россией и Пакистаном.