В последнее время мы часто слышим о намерениях России наладить на базе Хмеймим диалог между местными советами, сирийским правительством и органами самоуправления с целью обсуждения вопросов, связанных с будущей конституцией, выборами, формированием национального правительства и созданием механизмов укрепления доверия. Планируется, что вслед за этим состоится встреча в Дамаске. На нее для принятия решений по основным принципам политического урегулирования будут приглашены представители всех сирийских сил. В подтверждение этому на встрече клуба «Валдай» в Сочи президент России Владимир Путин выступил с инициативой созвать конгресс народов Сирии, хотя детали его создания ещё обсуждаются.
В отношении России к местным советам враждебность сменилась принятием. Россия осознает сложный характер сирийского кризиса, который определяется переплетением конфликтов, большим количеством игроков и столкновением интересов. Стремясь контролировать ситуацию в Сирии, Москва приняла пошаговую стратегию и начала претворять ее в жизнь с военным вмешательством в сентябре 2015 года.
Ей удалось подчинить вооруженную оппозицию, после того как последняя потерпела поражение в восточном Алеппо в конце 2016 года и запустить процесс в Астане параллельно с переговорами в Женеве. Россия работала над развитием Астанинского трека, заключив пять соглашений о деэскалации. На фоне провала переговорного процесса в Женеве и отступления «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации — прим. ред.) на востоке Сирии Россия оказалась перед лицом необходимости подготовки своего выхода из Сирии после достижения поставленных ею задач. С этой целью необходимо продолжить работу над политическим урегулированием, которое определит будущее сирийского режима и страны в целом.
В начале процесса в Астане Москва не раскрыла полностью своё видение роли местных советов, возможно, принимая во внимание интересы Тегерана и Дамаска. Россия полагала, что все зависит от того, какую роль советы сыграют в будущих процессах. Также Россия стремилась наладить прямые и косвенные каналы связи с советами. Нынешний этап характеризуется особым вниманием к проблеме местных советов со стороны российских исследовательских центров, которые изучают способность советов к управлению регионами. В итоге, возможно, Россия пересмотрит своё решение относительно включения советов в соглашения по зонам деэскалации в Восточной Гуте и на сирийском юге.
Все чаще приходят сообщения о намерении Москвы провести конференцию с участием местных советов и представителей сирийских сил в Хмеймиме, после того как президент России выступил с инициативой провести конгресс народов Сирии, детали которой ещё обсуждаются, и все это на фоне разговоров о желании привлечь местные советы к участию в обоих мероприятиях.
Чтобы обеспечить контроль над местными советами, Москва использует различные инструменты влияния и планирует тем самым заручиться их поддержкой в ходе урегулирования сирийского кризиса. В частности, Москва использует договоренности касательно ввоза продовольственной помощи и развертывания контрольно-пропускных пунктов, контролируемых российской военной полицией, как в Восточной Гуте. Россия также работает над тем, чтобы облегчить деятельность местных советов посредством предложений по финансированию проектов, обеспечению доступа к услугам и безопасности в их районах. С таким предложением обратился бывший глава Нацкоалиции Ахмед аль-Джарба к местным советам на севере Хомса. Москва также использует средства военного давления, чтобы подтолкнуть советы к принятию российских предложений, как это происходит в окрестностях Алеппо и в западной части провинции Идлиб. В этой связи ожидается, что Москва помимо прочего прибегнет к помощи региональных держав, которые имеют влияние на советы, с тем чтобы установить каналы связи с ними.
Что касается отношения местных советов к российским предложениям, то некоторые их представители отказались проводить какие-либо прямые встречи с российской стороной, а также заявили, что не получили официального приглашения принять участие в конференциях в Хмеймиме и Дамаске. При этом они не отрицают возможность непрямых контактов при участии третьей стороны.
Несмотря на то что московские инициативы все еще находятся в стадии разработки, местные советы столкнулись с проблемой выработки адекватного на них ответа. В связи с этим ожидается, что местные советы разделятся на три группы. Первая группа положительно отреагирует на эти инициативы, желая заявить о себе как о политическом игроке или же желая избежать оказываемого на них давления в сфере безопасности. Часть местных советов откажется принять принять участие в этих двух конференциях, если они не будут проведены под международной эгидой и не будут согласованы с переговорными органами Женевы. Третья группа советов будет воздерживаться от решения по поводу участия, пока не станут известны детали обеих инициатив.
Чтобы местные советы могли избежать опасности ликвидации, которая может возникнуть в результате российских предложений, они должны работать над выработкой единого решения, что позволит советам превратиться в сильный и влиятельный блок. В контексте всего вышесказанного предлагается воссоздать Высший совет провинций. Если сделать это не удастся, будет полезно создать региональные местные администрации, которые будут представлять свои советы политически, как единые блоки.