Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Демократы критикуют соцсети за их медленную реакцию на действия России

© REUTERS / Joshua RobertsЮристы Колин Стретч из Facebook, Шон Эджетт из Twitter и Ричард Салгадо из Google
Юристы Колин Стретч из Facebook, Шон Эджетт из Twitter и Ричард Салгадо из Google
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На слушаниях в конгрессе сенаторы-демократы раскритиковали руководство компаний Facebook, Twitter и Google за их вялую реакцию на вмешательство России в политику США. А некоторые члены Комитета по разведке сената настаивают на принятии закона, согласно которому они должны будут раскрывать источники политической рекламы. Но компании против федерального регулирования возражают.

Когда во второй день слушаний в конгрессе юристам компаний-гигантов Facebook, Twitter и Google, владеющих социальными сетями, устроили настоящий допрос с пристрастием, высокопоставленные демократы из Комитета по разведке сената отчитали их за вялую реакцию руководства компаний на вмешательство России в политику США.


«Ваших первых выступлений было менее чем достаточно», — заявил Марк Уорнер (Mark Warner) во время слушаний в Комитете в среду. По его словам, сначала законодатели «были введены в заблуждение» заявлениями представителей компаний о том, что «ничего такого не было, и рассматривать здесь нечего». И только потом они поняли, что в результате действий русских влиянию подверглись, наверное, порядка 150 миллионов американцев.


Несколько сенаторов обвинили компании в том, что для участия в слушаниях те направили не своих руководителей, а юристов. «Нам бы хотелось увидеть здесь людей, которые действительно принимают решения», — сказал сенатор Ангус Кинг (Angus King), независимый политик от штата Мэн, который выступает на стороне демократов. Руководители Комитета заявили, что хотят, чтобы свидетели могли отвечать на технические вопросы, и это необязательно должны быть представители руководства компаний.


Тем не менее главному юристу компании Facebook Колину Стретчу (Colin Stretch) устроили разнос, когда он не смог сказать Уорнеру, провела ли его компания перекрестную проверку 30 тысяч фальшивых аккаунтов, которые она закрыла перед выборами во Франции, чтобы проверить, действовали ли они в США


«Мне придется ответить вам на этот вопрос в другой раз, сэр, — сказал Стретч.


«Это слушание было запланировано несколько месяцев назад, — ответил сенатор-демократ Уорнер от штата Виргиния. — Я разочарован и считаю ваш ответ весьма неудачным».


Предложено принять закон


Эти утренние слушания стали нелегким началом насыщенного рабочего дня для представителей компаний, которые во второй половине дня явились на слушания в Комитете по разведке палаты представителей. Члены Комитета во главе с Уорнером настаивают на принятии закона, согласно которому компании должны будут раскрывать источники политической рекламы, что традиционные вещательные компании обязаны делать уже давно.


Компании, которые распространяют свое влияние в Вашингтоне путем лоббирования и финансирования политических кампаний, давно возражают против федерального регулирования. Председатель совета директоров компании Alphabet, материнской компании Google, Эрик Шмидт (Eric Schmidt), выступая на конференции в Вашингтоне в четверг, сказал: «Мы обеспокоены преждевременным законодательным регулированием. Я был бы очень, очень осторожен и не стал бы предлагать простых решений для этих проблем».


Юристы компаний, присутствовавшие на слушаниях в сенате, не стали поддерживать предложенный закон о раскрытии информации об источниках политической рекламы. Шон Эджетт (Sean Edgett), действующий главный юрисконсульт Twitter, сказал, что его компания поддерживает идею в целом, но у нее есть некоторые соображения о «детальной проработке».


Инвесторы не испугались


Допрос, который устроили представителям компаний-владельцев соцсетей, оказался даже более «жестким», чем на заседании Юридического подкомитета сената, состоявшемся во вторник.


Противостояние на Капитолийском холме не смогло отпугнуть инвесторов Facebook и Alphabet. Акции компаний выросли, поскольку их запас прочности и господствующее положение в сфере цифровой рекламы гораздо важнее, чем любые опасения по поводу расследования. Продажи акций Facebook, по прогнозам, достигнут рекордных отметок после закрытия рынков в среду, и ранее акции компании достигли исторического дневного максимума. Акции компании Twitter, бизнес которой не столь стабилен, практически не изменились.


Комитет по разведке сосредоточил свое внимание не только на политической рекламе, размещаемой при поддержке России, но и на том, в каких масштабах использовались бесплатные посты и статьи для того, чтобы манипулировать мнением американцев и спровоцировать разногласия в американском обществе.


Манипулирование в Instagram


Выступая на слушаниях в среду, Стретч сообщил последние данные о манипулировании в социальных сетях. Начиная с октября 2016 года, число пользователей, имевших доступ к 120 тысячам постов, связанных с русскими в Instagram, приложении Facebook, составило 16 миллионов, плюс — около четырех миллионов человек до этого. Facebook ранее заявила, что около 170 аккаунтов в Instagram были удалены. И это помимо тех 126 миллионов пользователей Facebook, которые (как ранее сообщала компания) просмотрели 80 тысяч «русских» постов на Facebook, опубликованных одной лишь «фабрикой троллей».


Хотя председатель комитета сенатор-республиканец Ричард Берр (Richard Burr) также подверг критике операторов социальных сетей за их неспособность предпринять дополнительные меры, он возразил демократам. По словам демократов, для того, чтобы помочь Дональду Трампу победить на президентских выборах, политическая реклама, «связанная с русскими», возможно, была направлена на целевую аудиторию в ключевых штатах.


«Вы еще не знаете, что на штат Мэриленд, который определяющей роли не играл и не мог повлиять на итоги выборов, было направлено почти в пять раз больше рекламы, чем на Висконсин, который для победы Трампа был ключевым штатом», — сказал Берр. По его словам, в Пенсильвании, «колеблющемся» штате, было потрачено всего 300 долларов.


Но, как сказал Берр, действия России широкомасштабны. Представителям компаний он сказал, что если им для совместной работы необходимо разрешение в порядке исключения не соблюдать антимонопольное законодательство, они должны сообщить об этом правительству. В заключительном слове он высказался о том, что предпринимаемые властями меры — это лишь начало, и еще многое предстоит сделать.


«Не позволяйте государствам разрушать наше будущее, — сказал он. — Вы находитесь на передовой и в первую очередь защищаете это будущее. Пожалуйста, скажите об этом людям в ваших компаниях».


Верхушка айсберга


Уорнер заявил, что платная политическая реклама, которую размещает Россия в социальных сетях, является лишь небольшой частью проводимой ими кампании по манипулированию мнением США и подрыву демократии посредством публикаций, имеющих вирусный охват.


«Эта политическая реклама — всего лишь верхушка очень большого айсберга, — сказал он. — На самом же деле речь идет о всей массе дезинформации и материалов, способствующих обострению разногласий, которые бесплатно продвигаются в „русских" аккаунтах и которые затем широко распространяются в новостных лентах десятков миллионов американцев».


Сенатор Дайэнн Файнстайн (Dianne Feinstein) от штата Калифорния, отметив, что она является представителем и Кремниевой долины, сказала свидетелям: «Должна сказать, что, на мой взгляд, вы этого не понимаете». И добавила, что их «расплывчатых ответов» недостаточно. «Мы говорим о катастрофических переменах. Мы говорим о кибервойне», — уточнила она.


На слушаниях в Юридическом подкомитете сената, прошедших во вторник, юристы компаний были вынуждены признать, что они не уверены, что в полной мере оценили масштабы манипулирования их социальными сетями из-за рубежа. И что у компаний пока нет технологий, гарантирующих, что это не повторится.


«Нам необходимо понять схему поведения, сам процесс, и мы — как компания и как индустрия — должны быть в состоянии отслеживать и искоренять все это», — заявил главный юрисконсульт компании Facebook Стретч. По его словам, к концу 2018 года компания планирует удвоить численность персонала, занимающегося вопросами функциональной и информационной безопасности, включая контрактников, до 20 тысяч человек. Это позволит отслеживать вмешательство со стороны иностранных государств и публикации экстремистского содержания.


Хотя некоторые республиканцы поднимали вопросы, касающиеся конституционности возможного регулирования контента в социальных сетях, члены комитета из числа демократов заявили, что конгресс должен хотя бы посодействовать принятию закона о раскрытии информации об источниках публикаций.


Ричард Берр, сенатор-республиканец от штата Северная Каролина, сказал, что не хочет спешить с решением. Однако когда слушания закончились, он заявил, что компании должны действовать под контролем со стороны Федеральной избирательной комиссии и соблюдать закон, запрещающий продавать иностранным лицам пространство для размещения политической рекламы.


Представители обеих партий привели примеры того, как связанные с Россией организации вели деятельность, целью которой было посеять рознь в США через социальные сети.


Берр показал рекламные материалы с пропагандой фиктивных про-исламских и антиисламских демонстраций, запланированных в Техасе на одно и то же время на один и тот же день. Уорнер привел пример с фейковой христианской организацией, опубликовавшей пост, в котором кандидат от демократов Хиллари Клинтон была изображена с рогами.


Сенатор от штата Мэн Сьюзен Коллинз (Susan Collins), член Республиканской партии, отметила, что совсем недавно, в августе этого года, русские выбрали в качестве объекта своего «влияния» губернатора ее штата. Группы «пользователей» соцсети обрушивались на него с критикой за его высказывания и оспаривали их.


Хотя представители компаний продолжали обещать повысить эффективность работы по выявлению фальшивой информации и блокировке автоматизированных ботов, сенаторы дали понять, что этого недостаточно. Уорнер заявил, что разочарован тем, что компании не могут сказать, задействованы ли в этой информационной кампании другие российские или связанные с Россией «фабрики троллей». Он отметил, что компаниям, владеющим социальными сетями, предстоит сделать гораздо больше.