Российско-индийское сотрудничество в области вооружений находится в опасности из-за неслыханного скандала вокруг предполагаемой передачи США важной военной информации. Конкретно речь идет об одной российской подводной лодке проекта 971, которой — под названием «Чакра» — с 2011 года пользуются ВМС Индии. Москва обвиняет Дели в том, что, несмотря на лизинговый договор, на борт подводной лодки были допущены представители ВМС США, которые ознакомились с внутренним оборудованием лодки.
Официально это обвинение не комментируется ни одной из сторон. Однако российская ежедневная газета «Коммерсант» в своей статье об этом скандале ссылается на источники в министерстве обороны, которые говорят о «нескольких недружелюбных шагах по отношению к России».
Сначала на крейсере-авианосце «Викрамадитья» — бывшем «Адмирале Горшкове» — приняли делегацию ВМС США, что уже вызвало протесты со стороны России, говорится в статье. Однако в этом случае Москва не могла предъявить реальные обвинения, так как этот крейсер находится в собственности Индии. Вскоре после этого американские военные появились также на переданной в лизинг сроком на десять лет подводной лодке «Чакра». «Среди них были также хорошо образованные технические специалисты, которые вполне могли получить при этом полезную для себя информацию», — цитирует газета одного представителя Рособоронсотрудничества.
Согласно договору, стоимость которого оценивается в 650 миллионов долларов, индийская сторона не имеет права пускать на эту подводную лодку никаких представителей других наций. Как раз в целях предотвращения военного шпионажа. Однако один менеджер российской военной верфи успокаивал, что без технической документации, которая по-прежнему находится в собственности России, будет чрезвычайно трудно расшифровать принцип работы отдельных систем на подводной лодке.
Правительственные круги, напротив, считают, что Россия использует это происшествие как повод для того, чтобы уклониться от прописанного в договоре ремонта этой подводной лодки. Во время одного маневра в августе «Чакра» получила повреждения, и уже месяц находится в доке.
Индия десятилетиями поддерживала хорошие отношения с Советским Союзом, а позднее и с Россией. Сегодня Индия является важнейшим клиентом российской оборонной промышленности. В течение многих лет Россия поставляет на юг оружие на миллиардные суммы. Кроме того, Индия проявила большой интерес к дальнейшим российским атомным подводным лодкам, тем более что ее соперника, Пакистан, подводными лодками вооружает Китай.
Как сообщил портал Indian Defence News, Индия хочет до 2023/24 годов потратить почти 15 миллиардов на расширение современного флота подводных лодок. России в этих планах отводится якобы «центральная роль». Планируется аренда еще одной атомной подводной лодки за 2,5 миллиарда долларов. Однако эта сделка, о которой говорят с 2012 года, находится на грани срыва.
Поэтому уже идет работа над новой версией этого спора: якобы эта информация была запущена с целью столкнуть между собой Россию, Индию и США. «Можно с уверенностью сказать, что этот слух был организован лоббистами Франции, причем довольно квалифицированно», — цитирует новостной портал News.ru российские военные круги. «Конкуренция на рынке вооружений высока, и для того, чтобы получить договор, все средства хороши, в том числе и клевета на конкурентов», — считает Андрей Фролов, эксперт Центра анализа стратегий и технологий.
Представитель Кремля Дмитрий Песков не захотел комментировать этот скандал. Это скорее вопрос к военным, сказал он. Однако в конце все же потребуется принять политическое решение. Курирующий оборонную промышленность вице-премьер Дмитрий Рогозин — бывший постпред России в НАТО — планирует в декабре поехать в Индию для обсуждения накопившихся за последнее время проблем в области военного сотрудничества.
Возможно, тогда наряду с этой аферой с подводной лодкой удастся обсудить и согласованную в 2007 году, но до сих пор не реализованную сделку с самолетом. Речь идет о совместном создании истребителя пятого поколения на базе российского Су-57. Обе стороны многого ожидали от этой сделки как в плане технологий, так и финансов. Однако до сегодняшнего дня не согласованы ни внешний вид этого самолета, ни его финансирование.