Традиция русских пить чай имеет глубокие корни. В России заваривают чай для гостей, его пьют на работе, утром и вечером, сопровождая чаепитие сладким десертом. Русские любят крепкий черный чай. В Китае, на родине знаменитых китайских сортов чая, процесс чаепития, как и сама процедура заваривания чая, отличается от русского.
Несмотря на то, что китайский чай в России начали пить еще в XVI веке, с течением времени индийский чай практически вытеснил китайский, который всегда считался более дорогим и качественным. В настоящее время в связи с растущей международной ролью Китая китайская чайная культура начала возрождение в России и уже завоевала популярность среди знатоков и любителей этого напитка. Однако покупка хорошего китайского чая в России — все еще дорогое удовольствие, и далеко не все могут его себе позволить. Учитывая непростую экономическую ситуацию в стране, в затруднительном положении оказались как продавцы китайского чая, так и его покупатели. Но ни те, ни другие не готовы расстаться со своим любимым делом — привычкой пить хороший китайский чай. Для многих бизнес на чае из Поднебесной — не просто торговая сделка. Это их главное дело в жизни, философия, путь познания Китая и даже себя самого.
Путь к китайскому чайному бизнесу
Торговля китайским чаем для некоторых бизнесменов началась с открытия для себя великой культуры Поднебесной. Например, через боевое искусство ушу, стремительно набирающее популярность в России, можно овладеть не только приемами борьбы, но и основами традиционной медицины, выучить некоторые фразы на китайском языке и — не исключено — научиться пить китайский чай, который традиционно подают после окончания практики. Так случилось с Денисом Крючковым из Москвы, который пришел в чайный бизнес через занятия ушу еще в 90-х годах прошлого века и основал в столице свой чайный магазин «Красный Дракон». Как он рассказал, в это время в России было сложно достать качественный китайский чай, поэтому он возил его из Пекина, когда уезжал практиковаться ушу, сначала для друзей и знакомых, а затем, в 2012 году, чайный бизнес стал источником его дохода. Мотивацией Дениса послужила персональная любовь к напитку, а также полезные для здоровья свойства китайского чая. К тому же он считал, что в России имеются большие перспективы в сфере китайского чайного бизнеса, так как эта ниша еще пустовала.
В 90-х годах в России стали появляться чайные клубы, преимущественно в больших городах. Так бизнесмен Александр Жиряков, основатель компании LaosTea, связал свою жизнь с китайским чаем, познакомившись с другими любителями чая в Москве в Клубе чайной культуры. Чтобы лучше понять Китай и его культуру, он приехал в Пекин для прохождения двухгодичной программы изучения китайского языка в Пекинском университете.
Первоначально будучи лишь хобби, чай постепенно стал частью жизнью Александра и его работой. Сейчас он живет посезонно в Лаосе и готовит разные сорта чая, а также участвует в чайных выставках в Китае, пишет чайные заметки и книгу про черный чай.
Китайский чайный бизнес и экономический кризис в России
Кроме того, российские покупатели не всегда доверяют, видя на упаковке чая, что он китайский. Россияне привыкли к черному индийскому чаю, и поменять их вкусовые предпочтения — задача непростая и требует постоянной разъяснительной работы.
В настоящее время для многих занимающихся китайским чаем этот вид бизнеса не приносит дохода. «Бизнесменам приходится держать очень низкий процент наценки, чтобы хоть как-то соответствовать экономической ситуации и упавшей покупательной способности населения», — прокомментировал ситуацию Денис. Александр Жиряков также подтвердил, что ухудшение экономической ситуации негативно отразилось на продажах чая. К примеру, стало труднее продавать чай высшего качества, который его компания первоначально планировала сделать главным продуктом чайной линии.
Оптимизм несмотря ни на что
Несмотря на то, что бизнес-климат для китайского чая в России на данный момент не выглядит благоприятным, интерес к Китаю и китайской культуре у российских бизнесменов остался таким же высоким. По словам Дениса, они так же продолжают популяризировать китайский чай на страницах своего сайта, устраивают дегустации интересных сортов с рассказами о них в своем чайном магазине в Москве. «Работая в кинобизнесе, я использую каждую возможность и вставляю информацию о чае в кинопродукцию, которую делаю. Для меня китайский чай давно стал частью жизни, как и китайская культура», — заявил Денис.
Фаниль Махмутов, мастер чайных церемоний, занимаясь чаем уже почти 20 лет, только недавно официально открыл свой клуб чайных традиций «Казанча» в Казани, несмотря на ситуацию в экономике. Даже в кризис он регулярно приезжает в Китай и развивает свою линию чайного бизнеса. Фаниль не перестал интересоваться Китаем и китайской культурой, а, наоборот, как он сам утверждает, хотел бы освоить новые виды и направления богатой китайской культуры.
Кроме того, стремительное развитие отношений Китая и России также способствует тому, что россияне больше узнают о китайской культуре и проявляют к ней интерес, включая и чайные традиции. По словам чайных бизнесменов, люди стали лучше разбираться в сортах китайского чая и его качестве, увеличились количество информации и туристический обмен между Россией и Китаем. Таким образом, самым популярным среди китайских чаев у русских считается черный, или красный, чай, затем пуэр, дахунпао, цветочные чаи, тегуаньинь и молочный улун, а также разные сорта зеленого чая. К тому же, несмотря на кризис, в России появляется все больше бизнесменов, пытающихся развивать китайский чайный бизнес. На данный момент почти во всех крупных городах имеются чайные дома, клубы и магазины, а в супермаркетах можно легко найти чай из Китая.
Как уверяют чайные эксперты, Россия все еще является крупнейшим импортером чая в мире. В России чай любят и пить его меньше не перестанут, так как это важная часть повседневности. «Если каждая семья попробовала бы китайский чай, то непременно стала бы его покупать», — надеется Денис Крючков.
После наступления кризиса кто-то из продавцов чая, работающих с Россией, перешел на поставки для других стран. Например, Александр Жиряков, которого кризис затронул достаточно сильно, разрабатывая технология для производства чая среднего класса, осваивал и новые рынки. Как он утверждает, продажи в США и Европе позволили сохраниться компании на плаву.
Китайские поставщики чая, работавшие долгое время с Россией, комментируя сложившуюся ситуацию, отметили сокращение рынка продаж китайского чая в России на 2/3 и резкое уменьшение спроса. Например, держатель чайного магазина в Пекине Линь, который сотрудничает с Россией с 2005 года, ранее поставлял чай более 20 российским продавцам и любителям китайский чаев. После кризиса большинство закрыли свои торговые точки по продаже чая. Однако российский рынок у Линя все еще остается в приоритете по сравнению с чайным бизнесом в других странах.