Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одной из важнейших концепций возрожденной России стал оксидентализм, который заявил о себе в последние годы существования СССР. Это была доктрина переустройства страны, ее сближения с западной цивилизацией в широком смысле понятия. Ее приверженцами были Михаил Горбачев, Егор Гайдар и Андрей Козырев. Но оксидентализм потерпел в России сокрушительное поражение. Почему?

Одной из важнейших концепций возрожденной России стал оксидентализм (именовавшийся также атлантизмом), который заявил о себе уже в последние годы существования Советского Союза. Это была не просто геополитическая концепция, но и (возможно, в первую очередь) доктрина переустройства страны, ее сближения с западной цивилизацией в широком смысле этого понятия.


Приверженцами оксидентализма были самые заметные фигуры того периода: президент СССР и глава компартии Михаил Горбачев, его министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе, а потом премьер Егор Гайдар и глава дипломатии Андрей Козырев. На рубеже 1980-1990-х годов это течение вышло в российской геополитике на первый план. Основная идея состояла в том, что России нужно провести модернизацию и вестернизироваться настолько сильно, насколько это возможно.


Предшественники

 

Первым человеком, который задумался о модернизации с элементами вестернизации, был создатель российской империи царь Петр I. К приверженцам оксидентализма можно, несомненно, отнести декабристов — происходивших из дворян первых российских революционеров, которые находились под сильным влиянием западных идей. После поражения восстания декабристов на интеллектуальной карте России появился Петр Чаадаев — автор «Философических писем», в которых он без прикрас писал об отсталости России и ее азиатском духе. Критика была настолько беспощадной, что Николай I приказал направить Чаадаева на принудительное психиатрическое лечение.


Само название «оксиденталисты» досталось, однако, группе интеллектуалов, чья деятельность пришлась в основном на 1840-1850-е годы. Современная атлантическая концепция в значительной мере опирается на их идеи. В группу западников входили как либералы (Николай Станкевич, Тимофей Грановский, Константин Кавелин, Борис Чичерин), так и радикалы (Виссарион Белинский, Александр Герцен). Оксидентализм тех лет не превратился в организованное движение, не стал стройной системой или общественно-политической доктриной. Он остался довольно пестрым течением, сторонники которого заявляли, что Россия — отсталая страна, которой следует ориентироваться на цивилизационные образцы Запада.


Западники не создали собственной организации и не выработали единой идеологии. Объединяла их только убежденность в том, что Россия неизбежно пойдет по пути таких реформ, которые провел у себя Запад, превратившийся в самый развитый регион мира и оазис свободы. Российский оксидентализм XIX века вышел за пределы сфер интеллектуалов и стал частью политики, что показали масштабные реформы Александра II, которые были огромным шагом в сторону сближения с западными цивилизационными ценностями. Западники не сформулировали четкой геополитической концепции, однако, само предложенное ими направление пути развития предполагало сотрудничество с Западом (в ту эпоху — с Западной Европой). В данном случае речь шла, скорее, не о прямом, а об опосредованном воздействии: пропаганде западных ценностей и распространении западной культуры.


Концепции Горбачева


Михаил Горбачев вошел в историю как автор перестройки — заведомо обреченной на провал попытки реформ в духе «социализма с человеческим лицом». С его геополитическими концепциями знакомы далеко не все. Вначале они носили пропагандистский характер: Горбачев был коммунистом и верил, что советский режим удастся спасти при помощи внутренних реформ. Обратиться к идее сотрудничества с Западом заставило его лишь отсутствие реальных результатов в реформировании советской экономики и всего государства. Тогда появилась идея «общего европейского дома». Горбачев подчеркивал, что россияне — это европейцы, а корни их цивилизации находятся в Европе, с которой Россию связывают как общие ценности, так и многовековые контакты с европейскими народами.


Концепция Горбачева развернула геополитические векторы на 180 градусов. Запад становился для Кремля и россиян уже не грозным врагом и рассадником империализма, а достойной подражания цивилизацией, которая может помочь провести реформы. Концепция «общего европейского дома» завладела умами советских и постсоветских реформаторов. Распад СССР положил конец политической карьере Горбачева, но его идеи не умерли. Их переняли другие, более последовательные сторонники оксидентализма, которые продолжили дело сотрудничества с Западом уже под флагом Российской Федерации.


Неоспоримая заслуга Горбачева в сфере геополитики состоит не только том, что он произвел вышеупомянутый разворот и выбрал Запад в качестве геополитического партнера. Ему удалось привить советскому обществу новые либеральные демократические ценности, благодаря чему россияне, сбросившие ярмо коммунизма, не вернулись к прежним ленинским и сталинским идеям даже тогда, когда в конце прошлого века концепция оксидентализма потерпела в России крах.


Концепция Гайдара


В новой России к власти пришло молодое поколение политиков. Они считали, что СССР распался из-за того, что советский режим не подлежал реформированию, а, значит, остановить процесс распада экономики и позволить стране вернуться на политическую сцену в роли сильной державы можно лишь, сделав ставку на западные образцы и сотрудничество с западными государствами. Такую политику проводил Егор Гайдар, который какое-то время занимал пост премьер-министра. По его мнению, Россия не могла самостоятельно произвести цивилизационный скачок в экономике, поскольку у нее не было достаточного инновационного потенциала.

 

Свою концепцию Гайдар изложил в книге «Государство и эволюция». Он констатировал, что выкарабкаться из экономической пропасти, а после повысить уровень жизни и достичь благосостояния российскому обществу позволит лишь западная экономическая модель. Гайдар совершенно справедливо отмечал, что экономической приметой советского режима было создание закрытого круга элиты, так называемой номенклатуры, которая завладела богатствами страны и тем самым обрекла общество на нищету.


Западная модель, на его взгляд, давала больше шансов на эффективное использование потенциала страны и ее жителей, а одновременно позволяла человеку развиваться в духовном и материальном плане гораздо лучше, чем советская система. В Польской Народной Республике всем это было очевидно: Запад у нас считали раем на земле.


Однако в возрождающейся России ситуация выглядела иначе. Там три поколения людей не имели доступа к информации о западном мире, а советская пропаганда преподносила им крайне искаженные образы. Капиталистическая эксплуатация, бесконечные забастовки, колониализм и расизм — к таким темам она обращалась чаще всего. Неудивительно, что жители новой России относились к Западу критически, а их представления были далеки от реальности. Таким людям, как Гайдар, пришлось начинать с самых основ и объяснять гражданам очевидные вещи.


Доктрина Козырева


К числу самых узнаваемых в мире представителей российского оксидентализма относится Андрей Козырев. Он был не только министром иностранных дел, но и творцом ориентированной на Запад внешней политики. Основой этой концепции служила идея, что единственный верный путь для России — это сотрудничество, а потом и тесный союз с западными странами. Козырев видел растущую силу Китая и исламского мира. Он был убежден, что Россия не сможет справиться с этими угрозами в одиночку.


В доктрине Козырева было несколько вариантов. Основной предполагал укрепление американо-российского партнерства, которое, по мнению бывшего главы дипломатии, имело основополагающее значение. Во-первых, оно позволяло решить множество проблем в международной сфере, ведь вместо соперничества появлялось взаимодействие. Чтобы претворить этот проект в жизнь, Козырев и находившиеся у власти западники решили отказаться от агрессивной международной политики советского периода и перестать помогать коммунистическим и прокоммунистическим государствам (Куба, Эфиопия, Ангола), руками которых СССР вел опосредованные войны в странах Третьего мира. Во-вторых, сотрудничество Москвы и Вашингтона, а также западная помощь в цивилизационном преображении России привнести в мир стабильность и забыть о конфронтации эпохи холодной войны.


Второй вариант предусматривал создание европейского квадрата Лондон — Париж — Берлин — Москва. Третий — общего европейского пространства, то есть союза, в который войдут Франция, Германия, Польша и Россия. В этом контексте Козырев предлагал изменить политику в отношении постсоветских государств. Москве, по его мнению, следовало выстраивать с ними партнерские отношения, поскольку возврат к имперской политике не только приведет к обострению взаимной вражды, но и подорвет имидж возрождающейся России.


Идеологи современного оксидентализма


Самым известным теоретиком оксидентализма можно назвать Дмитрия Тренина — директора московского Карнеги-центра и автора нескольких книг, в частности, труда «Конец Евразии: Россия между геополитикой и глобализацией». Тренин исходит из идеи, что российское государство утратило роль центра своего материка и не сможет себе ее вернуть. В такой ситуации у нее остается один путь: постепенно перенимать черты Запада и стать частью большой европейской структуры, к которой она принадлежит благодаря своим цивилизационным корням. Сближение с Европой позволило бы россиянам не только в ускоренном темпе провести демократизацию и модернизировать свою страну, но и присоединиться к самому стабильному региона мира.


Россия, как указывает Тренин, слишком велика, чтобы стать обычным членом ЕС, поэтому, завязав формальные отношения с Евросоюзом, она должна сохранить автономную позицию. Политолог также полагает, что в Азии России следует сделать ставку на Японию, а не на Китай, поскольку модернизировать Дальний Восток и удержать его в составе РФ ей может помочь только Токио.


Среди важных идеологов оксидентализма следует упомянуть также Владимира Лукина и Анатолия Уткина. Перу последнего принадлежит несколько книг о связях России и Европы. Уткин внес в концепцию оксидентализма цивилизационный и политический реализм. Профессор считал, что россияне не прошли все те стадии развития, которые прошел Запад, а поэтому ментально не готовы стать европейцами в полном смысле этого слова. В связи с этим Уткин разрабатывал альтернативные геополитические стратегии, не исключая в том числе возможности, что стране придется вновь развернуться к Азии.


Оксидентализм утратил позиции


Оксидентализм потерпел в России сокрушительное поражение. После распада СССР западные страны (в первую очередь США) не захотели сотрудничать с Москвой на равных. Американцы считали себя победителями холодной войны и не собирались помогать России вновь стать сильной державой. Значительная часть американского истеблишмента продолжала видеть в Кремле врага. США стали единственной сверхдержавой и конкуренты им были не нужны. План американских элит заключался в том, чтобы скупить все самые ценные активы России (заводы, природные богатства) и свести эту страну до роли Польши, то есть сделать сырьевым придатком.


Был избран путь, который Козырев считал нерациональным с точки зрения интересов самого Запада. Западные страны отвернулись от Москвы, а в 1990-е годы российское население резко обнищало, и это предопределило судьбу приверженцев оксидентализма. Козыреву, которого обвиняли в том, что его политика принесла пользу только Западу, пришлось уйти, а оксидентализм в России превратился в не играющую значительной роли политическую концепцию.

 
Популярные комментарии
ДОК
1
Короткий список предавших Россию!
Житель России
1
"Почему Москве не удалось стать частью западного мира" _______________________________________ А что есть "западный мир"? И почему поляк решил, что мы очень хотим туда? Как показала действительность (не та красочная обложка, что нам показывали) так называемый "западный мир" это яблоко прогнившее внутри насквозь. Все эти сказки про права человека, свободу слова, независимость судов, экономика вне политики, толерантность и т.п. все это оказалось банальной ложью. Ничего этого и в помине нет. Я уж молчу про продавливание и навязывание всюду нетрадиционных сексуальных связей. Спасибо, но нам такое "добро" и даром не надо. Мы уж как то сами проживем и нам для этого нет необходимости интегрироваться в Запад.