Случай с мошенничеством, связанный с исследователем стволовых клеток в Киотском университете, достаточно серьезен, чтобы заставить провести тщательное полномасштабное расследование с целью выявления всех факторов и причин к нему приведших. Выводы должны быть признаны всем японским обществом для предотвращения подобных нарушений в дальнейшем.
Официальные представители Центра исследований и практического использования стволовых клеток (CiRA, Center for iPS Cell Research and Application) при Киотском университете заявили, что мошенничество при проведении исследований, включая подтасовку и фальсификацию данных, были обнаружены в материале прошлого года, подготовленном под руководством специально назначенного доцента.
Как сообщалось, 36-летний исследователь признался в неправомерном поведении, заявив, что его мотивом было «улучшить общий вид статьи». Текст появился в отчетах по исследованию стволовых клеток в феврале 2017 года. Он был ведущим автором среди авторского коллектива. Ученый, несомненно, совершил серьезное нарушение исследовательской этики, а его действия исказили результаты проведенных исследований.
В настоящее время, по сообщению руководства CiRA, они ведут активную работу по недопущению неправомерного поведения при проведении исследований стволовых клеток, путем более тщательных проверок всех докладов.
Но, очевидно, существует предел эффективности подобных мер. Так, было выявлено и участие в мошенничестве ученых с общепризнанной научной репутацией.
Отдельным университетам и научно-исследовательским институтам необходимо создать эффективную в предотвращении мошенничества исследовательскую среду и способствовать созданию системы, при которой еще на стадии подготовки публикации все нарушения при проведении исследований обнаруживаются и исправляются.
Но, что особенно беспокоит в деле CiRA, так это то, что десять соавторов, кроме самого недобросовестного исследователя, не смогли заметить никаких научных нарушений.
По словам проверяющих, провинившийся доцент самостоятельно анализировал представленные ему данные и сам же на этой основе составлял диаграммы и графики. Если бы эти данные были бы доступны всему авторскому коллективу, подлог возможно был бы обнаружен.
Тенденция к разделению труда и узкая специализация в научных исследованиях в данном случае явилась причиной плохой коммуникации между исследователями.
После 2013 финансового года японское правительство объявило о реаизации десятилетнего стратегического плана: потратить в общей сложности 110 миллиардов иен (около одного миллиарда долларов США) на исследования в области регенеративной медицины и разработки лекарственных средств, на основе iPS (индуцированных плюрипотентных стволовых клеток).
Несмотря на большую перспективность данных научных разработок, многие ученые работают в CiRA на основе пятилетних контрактов. Это касается даже директора Центра, Синъя Яманака, лауреата Нобелевской премии за исследования клеток iPS. Трудовой договор нашего незадачливого исследователя истекал в марте. Его мошенническое исследование — первое, которое он опубликовал как результат работы в CiRA.
Неудивительно, что он был в отчаянии, пытаясь опубликовать статью до конца срока.
Хотя, разумеется, нестабильный статус занятости и жесткая конкуренция в сфере получения средств на проведение исследований, не являются оправданием для неправомерных действий в их области, таких как фальсификация данных.
Необходимо провести серьезные общественные обсуждения по поводу того, что стоит за фактами мошенничества при проведении научных исследований. Крайне важно также улучшить обучение в области этики научных исследований для молодых исследователей и ученых.
Сегодня легко скопировать чужую исследовательскую работу через Интернет, а потом создать диаграммы и изображения на собственном персональном компьютере.
Важно помочь студентам и молодым исследователям понять основные правила исследовательской этики, касающиеся того, какие действия разрешены, а что может представлять собой нарушения. Однако недостаточно просто продолжать говорить студентам о том, чтобы они не совершали недостойные проступки, проводя свои исследования.
В последние годы этические нормы привлекают к себе все большее внимание в научном и образовательном сообществе. Подчеркивается важность того, чтобы учащиеся могли подумать о том, какими исследователями хотят стать, придается особое значение усилиям по реализации благородных идеалов.
Данный подход исходит из того, чтобы привить учащимся внутреннюю мотивацию хорошего поведения, а не просто перечислить им что можно, а что нельзя делать. Эксперты говорят, что групповые дискуссии являются одним из эффективных методов усваивания при обучении этическим вопросам.
Сложные проблемы, связанные с исследовательской этикой, как показывает последний случай мошенничества в проведении исследований, требуют от общества постоянного внимания.