Правительство Японии утвердило курс на внедрение крылатых ракет дальнего радиуса действия, которые будут помещаться на вертолеты наземных Сил самообороны, и включило в проект бюджета на 2018 финансовый год около 2,2 миллиарда йен на расходы, связанные с этим нововведением. Крылатые ракеты, которые планируется внедрить, способны достичь КНДР из Японии, и считается, что они могут применяться не по назначению для атаки вражеских баз. Возможно ли будет согласовать это с «неагрессивной обороной», которая является основой оборонительной политики Японии? Каким образом следует налаживать обороноспособность Японии?
Тэцуро Фукуяма, первый секретарь Конституционно-демократической партии Японии: «Ограничение до «минимального радиуса» сходит на нет»
Правительство Абэ в последнее время неожиданно начало внедрять крылатые ракеты дальнего радиуса действия. Появляются и планы переделать конвойный корабль морских Сил самообороны «Идзумо» в авианосец. Есть опасения, что такая тенденция отклоняется от «неагрессивной обороны», на которой основана политика в сфере гарантии безопасности Японии, чему поколения властей, включая Либерально-демократическую партию, следовали до сих пор.
Третье — это географический диапазон. Согласно закону о гарантиях безопасности, сфера действия Сил самообороны стала уже далеко выходить за окрестности Японии. Четвертое — то, что делаются попытки изменить распределение ролей в японо-американском союзе, по которому США — это «меч», а Япония — «щит». Если у Японии будут крылатые ракеты дальнего радиуса действия, японо-американские отношения приобретут характер «меча» (США) и «маленького меча» (Япония), а также станут приносить международному сообществу ненужное беспокойство.
Премьер-министр Синдзо Абэ и его сторонники твердят, что «политика неагрессивной обороны ничуть не изменится», но ситуация качественно меняется. Мы тоже осознаем угрозу КНДР и считаем, что нужно укреплять оборону, но не отрицаем внедрение системы противоракетной обороны «Иджис Эшор» (Aegis Ashore). Однако для этого тоже требуется более 200 миллиардов йен, и эксперты полагают, что для размещения данной системы потребуется более пяти лет. Предметом споров является соотношение расходов и эффективности, то есть «насколько эта система действенна по отношению к сегодняшней угрозе КНДР».
Премьер-министр Синдзо Абэ вкладывает скрытый смысл в обсуждение способности Японии к атаке вражеских баз и так относится к пересмотру основных принципов самообороны: «Хотелось бы и дальше видеть Японию достаточно обороноспособной, чтобы защитить своих граждан, а не продолжать линии прошлого». Правительство Абэ, вслед за законом о гарантиях безопасности, игнорирует конституционализм и пытается по частям изменить принципы «неагрессивной обороны». Вместе с законопроектами, ставшими предметом дискуссии правящей и оппозиционной партий, такими, как законопроект о «реформе стиля труда», политика Синдзо Абэ является одним из главных спорных пунктов. Хотелось бы в дальнейшем последовательно обсуждать это в парламенте.
Вопросы задавала Эцуко Нагаяма
Тэцуро Фукуяма
Родился в 1962 году. Имеет докторскую степень Киотского университета. Закончил институт управления и менеджмента Мацусита по документам Ямато и в 1998 году впервые был избран членом палаты советников. Сейчас работает там четвертый срок. При правительстве Демократической партии был заместителем министра иностранных дел и заместителем главы Кабинета министров. В октябре 2017 года покинул Демократическую партию и вступил в Конституционно-демократическую партию.
Продолжение следует.