Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крылатые ракеты в Силах самообороны Японии (часть 2)

© AP Photo / Itsuo Inouye, FileАмериканский истребитель F-16 ан авиабазе Мисава в Японии
Американский истребитель F-16 ан авиабазе Мисава в Японии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В японо-американском союзе Токио всегда выполняет роль оборонительного «щита», а Вашингтон – «меча», обеспечивая «ядерный зонтик». Правительство Абэ неожиданно начало внедрять крылатые ракеты дальнего радиуса действия. Это может стать головной болью для всего мирового сообщества, так как связка США и Японии приобретет характер «меча» и «маленького меча».

Правительство Японии утвердило курс на внедрение крылатых ракет дальнего радиуса действия, которые будут помещаться на вертолеты наземных Сил самообороны, и включило в проект бюджета на 2018 финансовый год около 2,2 миллиарда йен на расходы, связанные с этим нововведением. Крылатые ракеты, которые планируется внедрить, способны достичь КНДР из Японии, и считается, что они могут применяться не по назначению для атаки вражеских баз. Возможно ли будет согласовать это с «неагрессивной обороной», которая является основой оборонительной политики Японии? Каким образом следует налаживать обороноспособность Японии?

 

Тэцуро Фукуяма, первый секретарь Конституционно-демократической партии Японии: «Ограничение до «минимального радиуса» сходит на нет»


Правительство Абэ в последнее время неожиданно начало внедрять крылатые ракеты дальнего радиуса действия. Появляются и планы переделать конвойный корабль морских Сил самообороны «Идзумо» в авианосец. Есть опасения, что такая тенденция отклоняется от «неагрессивной обороны», на которой основана политика в сфере гарантии безопасности Японии, чему поколения властей, включая Либерально-демократическую партию, следовали до сих пор.


В то время как правительство не дает подробных объяснений населению, происходит качественное изменение четырех важных пунктов, связанных с «неагрессивной обороной». Первое — это согласованность с прошлыми разъяснениями правительства. Кабинет Абэ из-за изменений в толковании конституции с ограничениями разрешил применение права на коллективную самооборону, которое нельзя была использовать ранее. В этот раз он пытается опровергнуть разъяснение правительства о том, что Япония «не обладает оружием, предназначенным для атаки (например, стратегическими бомбардировщиками дальнего действия)». Второй пункт — это способности вооружения, которым обладает Япония. До сих пор разъяснения правительства насчет вооружений для самообороны в соответствии с конституцией обозначили ограничения в виде «необходимого минимума», объяснив это так: «Если у нас есть намерение использовать вооружения для самообороны, то это ни в коем случае не значит, будто мы утверждаем, что можно обладать оружием без всяких ограничений». Относительно крылатых ракет дальнего радиуса действия правительство заявляет, что они «не предназначены для атаки вражеских баз», но проблема лежит не в отсутствии или наличии целей, а в способностях этих вооружений. Велика вероятность отойти от ограничений, которые представляет собой «необходимый минимум».


Третье — это географический диапазон. Согласно закону о гарантиях безопасности, сфера действия Сил самообороны стала уже далеко выходить за окрестности Японии. Четвертое — то, что делаются попытки изменить распределение ролей в японо-американском союзе, по которому США — это «меч», а Япония — «щит». Если у Японии будут крылатые ракеты дальнего радиуса действия, японо-американские отношения приобретут характер «меча» (США) и «маленького меча» (Япония), а также станут приносить международному сообществу ненужное беспокойство.


Премьер-министр Синдзо Абэ и его сторонники твердят, что «политика неагрессивной обороны ничуть не изменится», но ситуация качественно меняется. Мы тоже осознаем угрозу КНДР и считаем, что нужно укреплять оборону, но не отрицаем внедрение системы противоракетной обороны «Иджис Эшор» (Aegis Ashore). Однако для этого тоже требуется более 200 миллиардов йен, и эксперты полагают, что для размещения данной системы потребуется более пяти лет. Предметом споров является соотношение расходов и эффективности, то есть «насколько эта система действенна по отношению к сегодняшней угрозе КНДР».


Премьер-министр Синдзо Абэ вкладывает скрытый смысл в обсуждение способности Японии к атаке вражеских баз и так относится к пересмотру основных принципов самообороны: «Хотелось бы и дальше видеть Японию достаточно обороноспособной, чтобы защитить своих граждан, а не продолжать линии прошлого». Правительство Абэ, вслед за законом о гарантиях безопасности, игнорирует конституционализм и пытается по частям изменить принципы «неагрессивной обороны». Вместе с законопроектами, ставшими предметом дискуссии правящей и оппозиционной партий, такими, как законопроект о «реформе стиля труда», политика Синдзо Абэ является одним из главных спорных пунктов. Хотелось бы в дальнейшем последовательно обсуждать это в парламенте.


Вопросы задавала Эцуко Нагаяма


Тэцуро Фукуяма

Родился в 1962 году. Имеет докторскую степень Киотского университета. Закончил институт управления и менеджмента Мацусита по документам Ямато и в 1998 году впервые был избран членом палаты советников. Сейчас работает там четвертый срок. При правительстве Демократической партии был заместителем министра иностранных дел и заместителем главы Кабинета министров. В октябре 2017 года покинул Демократическую партию и вступил в Конституционно-демократическую партию.

 

Продолжение следует.