Тбилиси — Представители властей оккупированной Абхазии и Южной Осетии на прошлой неделе посетили Науру, где они встретились с президентом страны Бароном Вака и приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных 50-летию независимости Науру.
В связи с визитом представителей Абхазии и Южной Осетии в Науру (карликовое государство на одноименном коралловом острове в западной части Тихого океана площадью 21,3 км² и населением около 10 тысяч человек. Независимость провозглашена в 1968 году, — прим. ред.) и региональном и внутреннем контексте этого визита Civil.ge попросил сделать комментарий профессора Рубена Азизяна, директор Центра исследований в сфере обороны и безопасности при Университете Мэсси Новой Зеландии.
Civil.ge: Представители оккупированной Абхазии и Южной Осетии посетили Науру по приглашению президента Барона Вака. Можете ли вы предоставить нам дополнительную информацию об этом визите?
Рубен Азизян: Представителей двух сепаратистских республик пригласили на торжественные мероприятия, посвященные 50-летию независимости Науру. Их участие является результатом последовательных усилий Науру и обеих республик, направленных на поддержание тесных отношений. Южная Осетия даже назначила своего представителя в Науру.
Для Науру, одной из самых малых и беднейших стран мира, такое сотрудничество обеспечивает возможности получения финансовой помощи со стороны России, а также укрепление позиций в международных отношениях, даже если это связано с неправильными подходами. Кроме того, с помощью такого сотрудничества Науру приобретает рычаги для получения финансовых и политических уступок от соседней Австралии и Новой Зеландии. Например, Науру имеет серьезную напряженность с Новой Зеландией из-за нарушений прав человека и удушение политической свободы.
— После того как Тувалу (островное тихоокеанское государство в Полинезии, население страны — около 11 тысяч человек, — прим. ред.) и Вануату (тихоокеанское государство, расположенное на 83 островах, население — около 300 тысяч человек, — прим. ред.) отменили признание оккупированных районов, Науру остается единственной страной в регионе, признающей два оккупированных района Грузии. Как вы считаете, Науру также предпримет такой шаг и отменит признание?
— Россия активно содействует международным контактам двух регионов. Также однозначно, что последний визит был бы невозможным без политической и финансовой поддержки Кремля. Чего пытается достичь Москва в регионе и, как вы считаете, какую роль сыграла Москва в этом конкретном визите?
— У России есть несколько целей в этом отношении. Москва проявляет все больше заинтересованности и пытается расширить свою вовлеченность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где ее влияние все еще ограничено. В условиях, когда у нее сложились проблемные отношения с Западом, Россия ищет нового партнера, и неважно, будет ли он крупным или малым. Признание Абхазии и Южной Осетии также является частью конфронтации Москвы с Западом. Москва формирует отношения с тихоокеанскими островными государствами, а последние пытаются диверсифицировать свою внешнюю политику и снизить зависимость от Австралии и Новой Зеландии. Кроме того, Москва также является местом для регулярных встреч представителей сепаратистских республик и официальных лиц Науру. Приглашение представителей Абхазии и Южной Осетии на торжественные мероприятия в Науру произошло именно на одной из таких встреч.
— США активно противостоят таким действиям, особенно когда речь идет о признании. Одним из примеров этого является запрет на предоставление финансовой помощи тем странам, которые признают эти два региона Грузии. Как вы оцениваете политику США в регионе, особенно в российском вопросе?
— США, конечно же, активно противостоят действиям, направленным на признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако дипломатическое представительство Вашингтона в южном Тихоокеанском регионе не столь сильное, поэтому с точки зрения обеспечения своих интересов в регионе США сильно зависят от своего стратегического союзника — Австралии, и сравнительно в меньшей степени — Новой Зеландии. На фоне того, что США противостоят росту дипломатического влияния России в регионе, у Вашингтона нет четкой стратегии, как справиться с Россией в Азиатско-Тихоокеанском регионе. США вновь рассматривают Россию в качестве европейской страны, и за пределами внимания остается роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.