В своей работе «Моя любовь к литературе» Си Цзиньпин назвал труды Достоевского самыми глубокими по смыслу и содержанию. Председатель КНР также отметил, что зачитывался книгами русских писателей в молодости: «Мы принадлежим к поколению, которое попало под влияние российской литературы».
Достоевский является одним из величайших писателей девятнадцатого столетия. В эпоху Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевский сумел занять особое место на литературном небосклоне. Как писал Горький: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, их таланты потрясли весь мир, они обратили на Россию внимание всей Европы».
В отличие от многих русских писателей-классиков, Достоевский не был аристократом и происходил из бедной семьи, к тому же страдал тяжёлой формой эпилепсии. Из-за болезни, ему приходилось работать сразу после приступов. Личный опыт писателя, а также то, что он видел и слышал вокруг, отразились в его произведениях о муках и страданиях обездоленных, бедных, больных людей. Его первое произведение так и называлось «Бедные люди».
В сравнении с другими писателями, Достоевский использовал более печальные и мягкие штрихи. Одновременно с самим повествованием он анализировал внутренний мир главного героя, а затем и среду, которая создала психическое состояние этого героя. Роман «Бедные люди» был опубликован в 1846 году. В нем рассказывается история государственного служащего Девушкина, который отчаянно пытался спасти девушку легкого поведения. Из-за нищеты, девушка позволяла одному дерзкому, но богатому помещику унижать ее. Девушкин твердо верил, что «бедность не порок», а те господа, что оскорбили и обесчестили бедную сироту, попросту «настоящие животные». Однако в своих ухаживаниях Девушкин, проживающий в том же доме бедняк, решался лишь на письма, букеты или засахаренные конфеты. А также, следуя своим моральным принципам, он очень сочувствовал девушке и утешал ее. Однако у него совсем не было возможностей помочь ей материально. Известный китайский писатель Лу Синь так описывал это произведение: «В конечном итоге богатство помогло девушке расстаться с бедностью, тогда как голос сочувствующего мужчины так и не был услышан».
Описания жизни «маленького человека», начиная с Пушкина и Гоголя, стали характерной чертой русской литературы того времени, и Достоевский не исключение. Живший в то время Некрасов, после того как увидел рукопись произведения «Бедные люди», восторженно воскликнул: «Новый Гоголь явился!». Достоевский же на это сказал: «Все мы вышли из гоголевской шинели». Однако, очевидно, что Достоевский описывает «маленьких людей» гораздо более тщательно и детально, чем это делал Гоголь. Девушкин — это человек, по жизни находящийся в тисках, однако в его сердце до конца сохранялись чувства собственного достоинства и доброты. Более того, он всегда преследовал только благородные цели. Однако после того, как все эти уникальные качества были разбиты, остается лишь сочувствие автора к низшим слоям общества, неблагоприятным условиям, от которых невозможно убежать, а также критика существующего социального строя.
Благодаря «Бедным людям» Достоевский стал одним из известнейших авторов своего времени, но слава так и не позволила ему выбраться из нищеты. А вскоре писателя приговорили к смертной казни за антиправительственную деятельность, позже замененной ссылкой в Сибирь. Достоевский тяжело переживал тяготы и лишения каторги, из-за чего сердце его огрубело. Однако, после длительного периода молчания, долги всё же вынудили его вернуться в литературный мир. Свет увидели такие монументальные произведения, как «Записки из подполья», «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание», а также рассказы, самые известные из которых: «Белые ночи», «Честный вор» и «Скверный анекдот». Достоевский обращал внимание читателя на образ «маленького человека», с симпатией и сожалением относясь к судьбе простого народа и потрясениям, происходившим с российским обществом в XIX веке. Особенно сильно писателя беспокоило возвышение буржуазии, достигнутое крайне жестокими методами, поэтому его произведения часто приобретали форму «социальных романов».
Достоевский—настоящий мастер психологии, с холодной расчетливостью хирурга раскрывающий перед взором читателя истинную суть своих художественных образов. Так о нем говорил Лу Синь: «У меня на стене висит большой портрет Достоевского. Я преклоняюсь перед этим человеком за его хладнокровие и беспощадность и одновременно ненавижу его за то же самое. Достоевский мучает тебя нескончаемыми пытками, вытягивает из тебя всё и выставляет напоказ».
Литература — это отражение жизни, отождествление времени и кристаллизация мысли писателя. Возможности литературы всегда ограничены социальными условиями и убеждениями автора. Так, работы Достоевского, порожденные гуманизмом, гуманизмом и заканчиваются. Его критика существующей системы сегодня уже не представляет такой ценности. Мы не можем и не должны считать основным достоинством его произведений рассуждения об общественном строе XIX века и указания рабочим для достижения свободы. Историческая миссия объяснить возникновение буржуазии и пролетариата, а также развитие, исследование исхода борьбы лежит на более великих философах. Так, в феврале 1848 года в Лондоне был опубликован «Коммунистический манифест». В нём Маркс и Энгельс заявили всему человечеству, что «смерть буржуазии и победа пролетариата одинаково неизбежны. Единственный путь, к которому стремится пролетариат, это освобождение». Именно в этом выводе заключается ценность «Манифеста».
Ценность же творчества Достоевского заключается в ином. Читая «Преступление и наказание», мы по-прежнему можем сочувствовать героям, а происходящее может навести нас на определенные размышления, тем более что мотив сопереживания простым людям сохранился и в современной литературе. Можно сказать, что Достоевский стал по-настоящему великим именно благодаря своей озабоченности вопросами людей, благодаря тому, что он слышал «голос времени» и сумел перенести его на бумагу.
Это верно далеко не только для России и не только для Достоевского. 30 ноября 2016 года председатель Си Цзиньпин отметил в своем обращении к 9-й Китайской федерации литературно-художественных кругов, что большинство литературных и художественных работников должны придерживаться креативной ориентации, сосредоточенной на народе, настаивать на служении народу и социализму, тем самым придерживаясь идеи «расцвета ста цветов, соперничества ста школ». Слово «народ» прозвучало в короткой речи председателя пять раз, что в лишний раз подчеркивает, какая тема на самом деле является главенствующей в искусстве, какой темой современное китайское искусство начинается, какой теме оно служит и какой темой живет.