Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Порошенко может устроить «сюрприз», чтобы сохранить власть: один из сценариев

Аналитик о вероятности досрочных выборов в парламент

© Фото : Пресс-служба президента Украины / Перейти в фотобанкПрезидент Украины Петр Порошенко выступает на открытии пятой сессии Верховной рады Украины
Президент Украины Петр Порошенко выступает на открытии пятой сессии Верховной рады Украины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если рейтинг Порошенко будет падать, как сейчас из-за коррупционных скандалов, если будет звучать вопрос коррупции в «Укроборонпроме» и причастности к ней аффилированных с бизнес-империей президента компаний, если разочарование Запада будет усиливаться, то он может пойти на сценарий «сильный президент на фоне слабого парламента». Он не будет сильным электорально, но за счет сравнения может таким выглядеть.

О досрочных президентских и парламентских выборах в Украине говорили чуть ли не с начала каденции действующих нардепов и главы государства. Впрочем, и президент, и Верховная Рада до сих пор продолжают работать, а в экспертной среде констатировали старт кампании к очередным выборам, которые должны состояться в 2019 году. Однако пока все еще не исключается вероятность роспуска парламента и проведения досрочного голосования в этом году. Зачем президент Петр Порошенко может пойти на такой шаг и устроить «сюрприз» всей Украине, «Апострофу» объяснил политический эксперт, аналитик Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко.


Досрочные президентские выборы вряд ли возможны, ведь остается достаточно мало времени, чтобы их объявить. Срок, когда можно это сделать, истекает в конце марта. Однако на это никто не пойдет, поскольку многие игроки уже думают о тактике и стратегии предвыборной кампании, а не о том, как устроить досрочную президентскую гонку.


Очередные парламентские выборы должны состояться в конце октября 2019 года, но перевыборы могут произойти уже чуть больше чем через полгода — есть определенные моменты, которые могут привести к организации досрочного праздника демократии. И основная причина заключается в выборах президента.


На сегодня одним из главных претендентов, который, к тому же, имеет весомый админресурс, безусловно, является Петр Порошенко. Он активно работает над тем, чтобы стать единым кандидатом от власти, ведь провластная электоральная ниша составляет менее 10%, а при условии правильного использования админресурса может достичь 20%.


У Порошенко есть возможность выйти во второй тур и, применив различные технологии, протянуть удобного оппонента вроде Вадима Рабиновича или Юрия Бойко. Или же последний может без посторонней помощи выйти во второй тур, однако его условно «бело-синяя», пророссийская электоральная ниша значительно уменьшилась в связи с аннексией Крыма и войной на Востоке Украины. Поэтому Петру Порошенко будет легче победить этих людей. Главная задача для действующего президента — не дать Юлии Тимошенко (или другим представителям либерально-демократического или антикоррупционного лагеря) выйти во второй тур выборов.


Если же рейтинг Петра Порошенко будет падать, как это происходит сейчас из-за различных коррупционных скандалов вроде Мальдив или офшоров, если будет звучать вопрос коррупции в «Укроборонпроме» и причастности к ней аффилированных с бизнес-империей президента компаний, если разочарование Запада будет усиливаться, то он может пойти на сценарий «сильный президент на фоне слабого парламента». Он не будет сильным электорально, но за счет сравнения может таким выглядеть.


Что для этого надо сделать? В течение месяца должна распасться коалиция. Создать новую вряд ли получится (БПП и «Народный фронт» могут занять четкую позицию, а объединение с «Оппозиционным блоком», «Батькивщиной» или «Самопомочью» сложно себе представить). При таких условиях будут объявлены досрочные парламентские выборы. Скорее всего, это произойдет ближе к лету, потому что октябрь — самое удобное время для проведения выборов.


Предположим, что Верховная Рада распущена — и дальше происходят выборы. Существует риск для Петра Порошенко, поскольку БПП не демонстрирует роста рейтингов. Имеющихся 10% недостаточно для того, чтобы получить большинство и иметь возможность сформировать Кабинет министров. Соответственно, придется искать союзников.


Согласно последним соцопросам, в парламент могут попасть шесть-семь партий. Это представители разных идеологических направлений: левые, правые, центристы. Конечно, все они популисты, но парламент в любом случае окажется достаточно слабым, процесс образования коалиции (если он вообще состоится) будет очень сложным. На таком фоне президент как единственный работающий и эффективный институт власти будет выглядеть достаточно неплохо, и это может помочь ему переизбраться.


Опасность заключается в том, что Верховная Рада может и не согласиться на сценарий роспуска. Есть немало депутатов, недовольных пребыванием во фракции «Блока Петра Порошенко», поскольку там существует определенное неравенство. Есть ближайшее окружение президента в лице Игоря Кононенко, Александра Грановского и других, которые имеют доступ к политическим и финансовым потокам, тогда как другая часть нардепов такого доступа не имеет, что, разумеется, вызывает их недовольство.


«Народный фронт» довольно разрозненный, там есть как минимум три группы влияния. Арсений Яценюк и Андрей Парубий пытаются выстроить общую линию с Владимиром Гройсманом, Арсен Аваков — это вообще отдельная республика в партийной структуре, а Сергей Пашинский и Александр Турчинов — группа, которая сотрудничает с Банковой.


То есть проблема заключается в том, чтобы имплементировать решение о досрочных выборах, однако такой вариант возможен.


После переизбрания парламент ожидают непростые времена, ведь разношерстным фракциям будет трудно договориться о союзе.


Однако хотя досрочные выборы выгодны Петру Порошенко, они несут и определенную угрозу для него. Перевыборами могут воспользоваться, например, либерально-демократические силы — выдвинув одну партию, они могут получить 25-30%.


Из «бело-голубого» лагеря в Верховную Раду попадают «Оппозиционный блок», набирает обороты «За життя», теоретически имеет шансы партия Сергея Таруты.


Преодолеть избирательный барьер могут «Самопомич» и радикалы националистического толка, но лишь при условии объединения. Их электоральное поле небольшое, около 10%, а игроков очень много: и Андрей Билецкий с «Азовом*», и Олег Тягнибок со «Свободой», и «Правый сектор*», а еще Дмитрий Ярош и УКРОП. При этом «Самопомич» тоже может посягнуть на этот электорат.


Либералы могут объединиться с правыми, если они будут иметь соответствующие проценты, или же с левыми. Это поле представляет Юлия Тимошенко, более сильных игроков на нем нет. Электоральное поле либералов и левых в лице «Батькивщины» (если ее электорат не размоют спойлерами) составляет около 20%. Их совместных сил может быть достаточно для создания большинства, и это станет серьезной проблемой для президента, поскольку парламент станет неконтролируемым, и президент потеряет ту полноту власти, которую имеет сегодня.


Но все это может произойти при условии, если Петр Порошенко поймет, что у него мало шансов переизбраться без роспуска Верховной Рады.


Для победы он может использовать мажоритарщиков: обеспечить им бюджетное финансирование во время парламентских выборов, а они после переизбрания будут «возвращать долг», обеспечивая необходимые результаты голосования на президентских выборах. Еще одной опорой президента на выборах могут стать мэры и губернаторы.


В любом случае после перевыборов парламент будет слабым, а после президентских выборов, в случае, если Порошенко переизберут на второй срок, Верховная Рада все равно начнет ориентироваться на главу государства. Поэтому даже из пестрых фракций вырисуется коалиция под президента.


Чем слабее парламент, тем сильнее президент — это касается любого типа республиканского правления. Именно на это могут сделать ставку, и именно в этом контексте я вижу возможность внеочередных выборов в Верховную Раду.

 

* Террористические организации, запрещенные на территории России