Религиозные американцы испытывают к России смешанные чувства. В последние годы многие из них были недовольны тем, как Россия ущемляет большинство религиозных движений, помимо официально одобренных: Русской православной церкви и определенных течений ислама, иудаизма и буддизма. В последнем из ежегодных докладов межпартийной комиссии США по международной религиозной свободе Россия оказалась в списке регулярных нарушителей свободы вероисповедания. Авторы доклада отметили произошедшее за последние несколько лет ухудшение ситуации не только в самой России, но и в подконтрольных ей областях Украины.
Однако это отнюдь не все. Среди религиозных американских правых, особенно изоляционистов, существует влиятельная группа сторонников Путина. Российский президент нравится им самопровозглашенной защитой традиционных ценностей по всему миру в том, что касается брака, половой жизни и размножения. Кроме того, он борется за права притесняемых христиан на Ближнем Востоке — об этом Россия беспокоилась еще при царях.
Подумайте об этом невероятном повороте. На встрече национальной ассоциации евангелистов США в 1983 президент Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла», намекая, что причиной холодной войны стали моральные противоречия, а не простое недопонимание, в котором были виновны обе стороны. 30 лет спустя Пат Бьюкенен, консервативный политический эксперт, не без одобрения отметил, что Путин перевернул это обвинение с ног на голову, изобразив Америку Обамы в качестве греховной страны, охваченной моральным разложением и декадентскими идеями вроде однополых браков. В словах российского президента есть доля истины, считает Бьюкенен, который также разделяет осуждение «варварства и крови», к которым привели опрометчивые военные кампании США по всему миру.
Ни один евангелист не выступал в защиту России и российско-американских отношений так яро, как это делал Франклин Грэм, близкий к Белому Дому проповедник. Как было отмечено в предыдущей публикации Erasmus, в прошлом году он призвал американцев молиться за успешный исход встречи между Путиным и президентом Дональдом Трампом. Кроме того, Грэм тепло встретил представителей РПЦ на конференции по религиозной свободе на Ближнем Востоке в Вашингтоне. Изначально конференция должна была проходить в Москве, однако некоторые американские евангелисты воспротивились этому из-за преследования их единоверцев в России.
Стремление поддерживать связь с Москвой вопреки взглядам политических и религиозных союзников — черта, которую Грэм унаследовал от своего отца, известного проповедника Билли Грэма, который скончался на этой неделе.
Против обыкновения Билли Грэм восстал против республиканских элит и принял приглашение на мирную конференцию в Москве в 1982 (где он и запечатлен на фотографии выше) — в те годы холодная война близилась к завершению и особенно накалилась. Его друзья, включая тогдашнего вице-президента Джорджа Буша-старшего, подвергли поездку критике, сказав, что она будет использована в советской пропаганде. Визит Грэма придал вес заявлениям советского режима об уважении религиозных свобод, которым вторила подвластная ему православная церковь.
После смерти Грэма на этой неделе, Джим Форест, американский писатель, чьи работы посвящены религии и пацифизму, вспомнил о разговоре с проповедником, в котором Грэм настойчиво оправдывал эту поездку. Разговор произошел в Киеве, в 1988, когда Грэм снова приехал в СССР, чтобы отметить тысячелетие крещения славян.
Как сказал Грэм, в 1982 «Пентагон рассказал мне о последствиях возможной ядерной войны. Я побывал в Освенциме и увидел безграничную способность человека ко злу. И я размышлял о первом послании апостола Павла к коринфянам, где он призвал ко всеобщей любви. Я понял, что не проявлял должной любви к жителям Советского Союза».
Из этих замечательных слов можно сделать вывод, что несмотря на возможную близость религиозных лидеров к политическим, их этические взгляды никогда не будут полностью идентичны. Иногда достойные своего звания духовные лидеры руководствуются иными основополагающими целями.