Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Заработают на нас дважды». Украина заплатит Европе за переговоры с «Газпромом»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Активизировался вопрос совместного управления украинской ГТС с одной из европейских компаний. В оппозиции говорят о потере денег от транзита, Кабмин Украины заявляет о безальтернативности такого варианта и модернизации устаревших мощностей. «Это афера, которая может стоить стране будущего», — считают в «Батькивщине». «Вести» разбирались в подводных камнях переговоров.

Активизировался вопрос совместного управления украинской ГТС с одной из европейских компаний. И пока в оппозиции говорят о передаче нашей «трубы» в управление и потере денег от транзита, Кабмин заявляет о безальтернативности такого варианта и модернизации устаревших мощностей. «Вести» разобрались в подводных камнях переговоров.


Тему активизировали в «Батькивщине». По словам нардепа Ивана Крулько, речь идет о передаче 49% ГТС в управление или частную собственность. «Власть планирует аферу, которая может стоить стране будущего, — заявил нардеп. — Идеологи, президент Петр Порошенко и глава „Нафтогаза" Андрей Коболев, считают, что нужно передать ГТС каким-то иностранцам: мол, они лучше будут управлять».


Замглавы фракции Сергей Соболев конкретизировал «Вестям» претензии. «В год по контракту Украина получает от РФ порядка $3 млрд (и это с учетом решения арбитража в Стокгольме) — и если в планах продать 49% ГТС, мы потеряем $1,4-1,5 млрд в год прямых доходов от бизнеса, — уточнил Соболев. — На моей памяти, это уже четвертая попытка передать ГТС в управление. Такие переговоры вели Игорь Бакай (экс-глава ДУСи), Евгений Марчук. А нужно работать над продлением контрактов и блокированием запуска проекта РФ „Северный поток — 2“».


Проект курирует вице-премьер из сферы Владимира Гройсмана, Владимир Кистион (он ведет заседания рабочей группы по отбору партнеров для управления ГТС). Также, по словам собеседников «Вестей», в процессе плотно задействован Евробанк реконструкции и развития. В участии заинтересован десяток компаний из всей Европы — предложения Киеву уже отправили компании Словакии и Италии (Eustream и Snam), Нидерландов и Франции (Gazunie и GRTgaz), компании из Польши (GAZsystem), Греции (Desfa), Испании (Reganosa), Германии (Verbunddnelz Gaz AG), Бельгии (Fluxys) и Румынии (Transgaz). «При этом были данные, что словаки и итальянцы ведут речь о лизинге (то есть Украина утратит право собственности на часть ГТС — Авт.), но это сложный механизм, которого пока даже нет в законодательстве», — говорит нам эксперт в области энергетики Дмитрий Марунич.


Лизинг, концессия, аренда


В профильном комитете Рады парируют: вопрос продажи ГТС не стоит. И.о. главы комитета Александр Домбровский пояснил «Вестям», что речь идет лишь о совместном управлении ГТС с европейскими партнерами.


«Пока идет лишь презентация европейскими компаниями условий, на которых они готовы управлять совместно с „Укртрансгазом" (или ПАО „Магистральные трубопроводы Украины"). После этого правительство определит критерии, по которым будет определена компания. О лизинге также речи быть не может — те же словаки хотят лишь помочь в управлении, без вхождения в право собственности или прямой приватизации, — сказал „Вестям" Домбровский. — Что касается газовых контрактов, то вступать в диалог с РФ после Крыма, Донбасса и двух решений в Стокгольме будет… сложно. Наш стратегический партнер в этом вопросе — Евросоюз, заинтересованный в максимальных поставках через нашу ГТС».


Домбровский также подтверждает намерение европейских компаний инвестировать в развитие украинской «трубы».


«Нашему коридору более 40 лет, а „Северный поток — 2“ строится по современным технологиям — будто сравнивать «Москвич» с «Тойотой». И каждая из компаний презентовала свое видение реформирования нашей ГТС», — заявляет нардеп Александр Домбровский.


По словам Кистиона, до конца марта Кабмин обещает сформировать свои требования к будущему партнеру, исходя из этих предложений. «Судя по предыдущим заявлениям, Украина готова работать с новым партнером на основах концессии или аренды. Но реакция компаний была однозначной: никто из них не готов вкладывать средства в модернизацию и быть техническим партнером, ведь нет гарантии, что РФ обеспечит объем транзита, — пояснил „Вестям“ глава набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. — В принципе, партнерство будет распределяться таким образом: Украина транспортирует, а 90% задач „управляющего партнера“ — проводить переговоры с „Газпромом“».


Европейцы заработают дважды


Этот момент ключевой: после 31 января немцы дали РФ разрешение на строительство нитки «Северного потока — 2» по дну Балтики (затраты на подводную прокачку газа меньше, нежели через Украину и Польшу). Теперь Киев спешно обеспокоился дипломатической работой по «сбиванию» потока и уже привлек в «коалицию» Молдову, Польшу, Литву и Латвию. Правда, никто из них не может препятствовать строительству (а могут финны, шведы и датчане, зависимые от РФ или Германии). «Украина рассчитывает сохранить транзит при помощи партнерства, и иных вариантов уже нет. „Северный поток — 2" будет запущен, надежда лишь на то, что „Газпром" перенесет сдачу, продолжив передавать объемы газа на границе с Украиной», — пояснил Дмитрий Марунич.


Кстати, объем прокачки газа через нашу ГТС (сейчас около 80 млрд кубометров/год) примерно равняется двум ниткам: Северному и Турецкому потокам. Еще одним наблюдением поделился Юрий Корольчук. «В переговорах с европейской стороны участвуют представители технического блока — обычно они структурно от компаний отделены. Но зачем, ведь компании не хотят выступать нашим техническим партнером? За 10 лет техоснащение и уровень персонала „Укртрансгаза" серьезно упали. У европейцев есть желание участвовать в техобслуживании за наши же деньги, а это до 30% от всей нашей прибыли: так они заработают на нас дважды», — говорит эксперт.