Первый космонавт планеты Юрий Гагарин разбился вместе с инструктором на истребителе МиГ-15УТИ из-за ошибочной команды с земли. Об этом рассказал ТАСС член летной подкомиссии, которая входила в большую правительственную комиссию по расследованию причин этой катастрофы, Арсений Миронов (летчик, доктор технических наук, в 1980-х годах возглавлял Летно-исследовательский институт им. Громова).
Гагарин погиб 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полета на учебном истребителе МиГ-15УТИ вместе с летчиком-инструктором Владимиром Серегиным. Их самолет разбился вблизи д. Новоселово Киржачского района Владимирской области. Официальная версия трагедии — выполнение летчиками резкого маневра привело к попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию (резкое падение подъемной силы из-за неправильного обтекания крыла воздушным потоком). Чем именно был вызван этот маневр, расследованию установить не удалось.
Ошибка руководителя полетов
По словам Миронова, поблизости от зоны полета самолета Гагарина и Серегина также выполнял задачи МиГ-15УТИ летчика Андреева. Специалист считает, что истребитель Гагарина попал в закритический режим полета в результате маневра уклонения от внезапно замеченного посреди облачности второго МиГ-15.
«На запрос Гагарина в 10:29:57 —»Задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение на курс 320 градусов» — руководитель полетов (или его помощник) немедленно ответил —»Разрешаю», — по-видимому, не наблюдая опасного сближением меток целей самолетов Серегина — Гагарина и Андреева на экране локатора. Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду «Разрешаю» всего двумя словами — «Без снижения». Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа», — рассказал Миронов.
В случае правильной команды, полагает член летной подкомиссии, самолет Гагарина прошел бы курсом 320 градусов на высоте 4200 м над самолетом летчика Андреева. Опасного сближения самолетов не произошло бы, не пришлось бы выполнять и роковой маневр уклонения.
Миронов отмечает, что специалистам в ходе расследования катастрофы так и не удалось установить, кто следил за радаром в момент трагедии и должен был видеть опасное сближением меток от двух самолетов.
Намеренное искажение
Члены подкомиссии, особенно специалисты в области метеорологии, стали уточнять — на большой площади района полетов была сплошная слоистая облачность, с нижней кромкой 600 м, верхней 5 тысяч м, но на высоте 3 тысячи м вы летали вне облаков? «Тогда опытный летчик Андреев вдруг заявил: „Ну, может быть, я напутал, может, была сплошная облачность“, — вспоминает Миронов. Эксперт тогда записал у себя в блокноте: „Путает“, и подумал: „Кому нужно было искажать фактическое положение? Не самому же Андрееву. Андреев выполнял свое задание точно, к нему претензий нет“».
По словам Миронова, опасное сближение двух самолетов вне облачности гораздо менее вероятно, чем в облаках — летчики могут визуально обнаруживать друг друга на большом расстоянии и успевают безопасно разойтись. Можно предположить, считает член летной подкомиссии, что заказ на то, чтобы увести специалистов от поиска истинных причин гибели экипажа МиГ-15УТИ (указание Андрееву рассказать о полете вне облачности — прим. ред.), поступил от высокой инстанции.
Кроме того, добавил Миронов, «было замечено, что продолжение дискуссии с Андреевым не было поддержано председателем подкомиссии и было быстро прекращено».
Версия Алексея Леонова
Советский космонавт Алексей Леонов, совершивший первый в истории выход в открытый космос, в 2017 году представил в своей книге «Человек и космос» документы и схемы, касающиеся гибели первого космонавта Земли Юрия Гагарина и Владимира Серегина. По его версии, учебный МиГ попал в вихревой след пролетавшего рядом сверхзвукового Су-15. При этом Леонов отмечает, что дал слово не называть фамилию летчика, действия которого, по его версии, привели к гибели двух летчиков.
«Самолет, который там был, прошел на высоте 4200 метров на сверхзвуке на расстоянии 10-15 метров от самолета Гагарина, перевернул и загнал самолет в глубокую спираль. Все говорят: «Они в штопор сорвались». Самолету, чтобы сорваться в штопор нужна скорость 350 км/час, а он столкнулся с землей на скорости 750 км/час, это глубокая перевернутая спираль. Он перевернул самолет этот, вот как было на самом деле», — рассказал ранее ТАСС Леонов.
***
Комментарии читателей
Laulupeo: Многие тут пишут, что при СССР был порядок, но «специалистам в ходе расследования катастрофы так и не удалось установить, кто следил за радаром…»
68: Продолжаются «эпопеи», «а мы, мудрые, спустя пол века определили, нашли, провели экспертизу», «а они, глупые, ничего не умели, и не могли, и не хотели». А подтверждением нового открытия, спустя полвека, снова слова, слова, слова. Вы нашли какие-то данные, которых никто не видел, а вам их показали? Или их скрывали, тщательно, но не уничтожили, а вам они достались? Странны ваши открытия. Нужны здравость, логика, факты, материалы, док-ва, а не «только языком».
об этом: Все знали еще тогда.
Лис: Работа военных летчиков вообще связана с повышенным риском.
А сколько других пилотов погибло?: Просто это кутерьма из-за того,что он знаменитость, первый космонавт.
Да уж: В небе места мало? Зачем друг над другом летать!