Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эпидемия дезинформации затронула не только россиян

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Перед крупными платформами стоит серьезная проблема: как сделать их более устойчивыми от воздействия таких организаций, которые занимаются «скоординированной деятельностью по распространению недостоверной информации» — от использования фальшивых имен и создания фальшивых аудиторий до публикации фейковых историй и распространения усугубляющих разногласия версий.

Наконец люди перестали спрашивать себя, действительно ли это происходит, действительно ли это работает и имеет ли это какое-либо значение. Компания Facebook признала существование российской дезинформации на своей платформе и заблокировала сайты, созданные Агентством интернет-исследований — российской компании, занимающейся распространением пропаганды в интернете. Компания Twitter удалила российские сети ботов. В последние несколько недель во Франции, Великобритании и Брюсселе прошли конференции, посвященные обсуждению возможных мер в ответ на дезинформационные кампании России в европейских демократических странах.


Я присутствовала на нескольких таких конференциях и выступила на нескольких заседаниях. Я писала статьи на эту тему с тех пор, как Россия увеличила интенсивность своей пропагандистской войны против Запада в 2014 году, после ее вторжения на Украину. Я не стану возражать против такого повышенного внимания. Тем не менее, это запоздалое стремление разоблачить манипуляции России беспокоит меня, потому что оно преуменьшает масштабы проблемы, которая не ограничивается лишь Россией и россиянами.


Отчасти благодаря расследованию специального прокурора Роберта Мюллера (Robert S. Mueller) мы все узнали, как именно работает онлайн-тактика россиян. Они используют фейковые сайты, фейковые странички в Фейсбуке и фейковых фоловеров в соцсетях, чтобы навязывать экстремистские взгляды, как ультраправого, так и ультралевого толка. Они придумывают истории и искажают факты — выдергивая их из контекста, меняя детали и создавая фейковые видео — чтобы вызывать в людях страх и усугублять социальные разногласия. В Германии российские тролли, боты и реальные российские политики распространили выдуманную историю о девушке-подростке по имени Лиза, которую якобы изнасиловали арабские мигранты. Во время президентских выборов во Франции российские государственные СМИ при поддержке пророссийских социальных сетей продвигали версию о том, что Эммануэля Макрона поддерживает американское «гей-лобби».


Но все эти методы воздействия, впервые примененные с таким размахом россиянами, доступны и другим игрокам — и не только авторитарным лидерам. Этими методами открыто и вполне легально пользуются и западные демократии. В рамках своей ксенофобской предвыборной кампании, направленной на разжигание паники, венгерская правящая партия — член правоцентристской фракции Европарламента — использовала целый ряд платформ для распространения серии видео, которые были фейковыми, выдернутыми из контекста или технически измененными: к примеру, в одном из видео возглас «Аллаху акбар» был наложен на видеоряд, чтобы предполагаемая потасовка между мусульманами и христианами казалась более достоверной и пугающей. Хотя венгерское государство (и поддерживаемые государством) СМИ повторно публикуют и обрабатывают более прямолинейные материалы российского производства, большая часть материалов «в российском стиле», используемых в Венгрии, исходят от правительства этой страны, а затем уже распространяются венгерскими ботами и венгерскими троллями.


Fox News и другие дружественные Трампу СМИ пользуются точно такой же тактикой. Как я уже писала прежде, Дональд Трамп открыто пользовался российскими слоганами и интерпретациями во время предвыборной кампании 2016 года.


Но сейчас ему уже больше не нужно ими пользоваться. В недавно опубликованной статье New York Times, посвященной тому, как президент стал одержим образом «каравана нелегалов», подробно показано, как оригинальную историю сознательно раздули и исказили те, кого в других странах мы бы назвали прорежимными СМИ. По мере того как эту историю пересказывали в Fox & Friends, в издании Frontpage Mag, на странице Beltway pundit, а также тысячи ботов и троллей (как профессионалов, так и добровольцев), она утратила ряд деталей криминального порядка: к примеру, что многие члены группы бежали от войн между наркоторговцами в Гондурасе, что многие планировали остаться в Мексике, что многие хотели пересечь границу с США на легальных основаниях и попросить об убежище. К тому моменту, когда эта история о караване нелегалов достигла ленты новостей президента в Твиттере — где до этого много раз появлялись фейковые видео — этот караван уже превратился во «вторжение», требовавшее вмешательства Национальной гвардии.


Я повторю, что это российская тактика. Но ей пользуются американский президент, венгерское правительство и многие из тех, кто пока еще не пришел к власти. Именно поэтому тех решений проблемы дезинформации, которые сосредоточены только лишь на России, недостаточно.


Перед крупными платформами стоит серьезная проблема, а именно как можно сделать их более устойчивыми перед воздействием таких организаций, как Агентство интернет-исследований, которые занимаются тем, что один эксперт назвал «скоординированной деятельностью по распространению недостоверной информации», варьирующейся от использования фальшивых имен и создания фальшивых аудиторий до публикации фейковых историй и распространения усугубляющих разногласия версий. Возможно, им придется ограничить анонимность, изменить алгоритмы, которые позволяют распространять сенсационные материалы с огромной скоростью, и внедрить механизмы обеспечения прозрачности в вопросе использования инструментов для редактирования видео.


Увы, изменить человеческую природу невозможно. У нас нет лекарства от цинизма, который является главным источником дезинформации. По крайней мере пока его не удалось найти.

 
Популярные комментарии
alex49
11
Забавно видеть, что до сих пор единственным примером наших фейков остается "бедная Лиза", притом, что в конечном счете оказалось, что и это не такой уж фейк!