Журнал «Форбс» (Forbes) впервые за пять лет не признал Владимира Путина самым влиятельным человеком мира. В своей внешней политике Россия зашла в тупик, страна переживает стагнацию, скоро она столкнется с дефицитом средств. У президента нет выхода: ему придется договариваться с Западом, ведь каждый очередной месяц санкций будет все более болезненным, а в войне Москва обречена на поражение.
Долгие месяцы Путин колебался, продолжать ли ему прежнюю политику конфронтации и наращивания вооружений, сочетавшуюся с минимизацией связанных с ней геополитических издержек (программа силовиков), или уменьшить оборонный бюджет, наладить отношения с Западом и свернуть на путь реформ (программа так называемой партии мира). Состояние экономики и финансов не позволяет вооружаться так же активно, как прежде, и ввязываться в военные авантюры, а одновременно инвестировать в общество и в экономику. Похоже, что Путин поддался на уговоры «партии мира» с Алексеем Кудриным во главе. Инаугурационная речь, новое правительство и указ о развитии России указывают на то, что Кремль собирается смягчить внешнюю политику и сосредоточиться на внутренних проблемах.
Это, разумеется, лишь тактический прием. Внутриполитические цели недостижимы, а Путин и подавляющая часть его окружения ненавидят Запад. Сейчас они решили расставить ловушку для западных политиков, которые уже давно ждут какого-нибудь жеста доброй воли со стороны России, позволяющего приступить к нормализации отношений. Сворачивая процесс наращивания вооружений и объявляя рыночные реформы, Кремль хочет подать Западу сигнал о своих добрых намерениях. В действительности его вынуждает к этому обстановка. Путин говорит о реформах (которых не будет), чтобы получить возможность паразитировать на сотрудничестве с Западом в таком объеме, который позволит его режиму спокойно существовать.
Притворство Кремля
Путин уже давно проводит антизападную политику, но только аннексия Крыма и нападение на Украину заставили Вашингтон и западноевропейские столицы предпринять ответные действия (вторжение России в Грузию на отношениях Москвы и Запада не отразилось). Следующие шаги Путина, как сирийская операция, так и вмешательство в политические процессы ведущих мировых демократических государств, лишь усугубили конфликт. Кремль не мог бы себе всего этого позволить, если бы не наращивание российского военного потенциала.
Поражения в Чечне (1994 — 1996), компрометация во время броска на Приштину (1999) — это уже лишь история, о которой стыдно вспоминать. С 1998 года расходы России на оборону каждый год увеличивались как минимум на 10%. Каков итог? Аннексия Крыма, война в Донбассе, операция в Сирии. В новой доктрине Вашингтон назвал Россию главной военной угрозой для США.
На этом фоне большой резонанс получило сообщение, что в 2017 году россияне впервые почти за без малого два десятилетия сократили расходы на военные нужды. Стокгольмский институт исследования проблем мира, изучающий глобальный рынок вооружений, утверждает в своем новом докладе, что оборонный бюджет России уменьшился на 20%. Между тем в мире расходы на вооружения росли: в 2017 году дополнительные средства на эту сферу выделили, в частности, США, Китай и Саудовская Аравия. Россия действительно ограничила траты, но всего лишь на 7%. Шведы учитывали только официальные бюджетные данные, но часть расходов на оборону проходит по другим статьям или остается засекреченной. Реальное влияние сокращения финансирования на российский оборонительный потенциал и процесс модернизации армии может оказаться на самом деле не слишком значительным. Это, однако, не меняет того факта, что само ограничение расходов на армию служит важным сигналом, который Кремль намеревается использовать в своей новой стратегии.
Ее торжественная презентация состоялась на инаугурации Путина. В своей речи, приуроченной к очередному вступлению на президентский пост, он сосредоточился на внутренних вопросах, а говоря о внешней политике, подчеркнул лишь, что Россия готова вести со всеми странами «равноправное и взаимовыгодное сотрудничество». Путин 7 мая и Путин 1 марта, который пугал США ядерной войной, — это два разных политика. Кремль подал четкий сигнал, что он не возражает против налаживания отношений с Западом и завершения периода конфронтации. Конечно, все это должно происходить на условиях Москвы (в первую очередь она должна сохранить Крым).
После вступления в должность Путин издал указ о социально-экономическом развитии России, который призван показать, что Кремль действительно избрал новый курс. На первое место ставятся проблемы страны, а на второе — заграница. При этом очевидно, что без нормализации контактов с Западом перестроить экономику и совершить, как это назвал Путин, «перелом» не удастся.
Ловушка для Запада
Почему Кремль решил отказаться от политики войны? Потому что у него закончились деньги, а перспективы российской экономики выглядят не слишком радужно. Изменить ситуацию поможет только сотрудничество с Западом. Экономика — это одна из причин, по которым Путин избрал новую стратегию. Вторая причина прозаична: Россия начала терпеть поражения на международной арене. Главной целью Москвы было обретение статуса державы, без которой невозможно решить ни одной проблемы, возникающей в мире. Разрядка напряженности на Корейском полуострове показывает, что этим можно заниматься и без Путина. В Сирии ситуация тоже складывается не так, как хотелось бы россиянам. Вдобавок произошла революция в Армении. Хотя новые армянские власти занимают пророссийскую позицию, сам факт того, что правящую команду удалось сместить в результате уличных протестов, а Россия не смогла этого предотвратить, наверняка привел Кремль в ужас.
Спасением для Путина может стать решение Трампа по поводу Ирана. Запад отнесся к нему неоднозначно, при этом крупные державы заняли сторону Москвы. В первых рядах гостей на путинской инаугурации не случайно оказались Герхард Шредер и Маттиас Варниг (Matthias Warnig) — люди, которые внесли большой вклад в сотрудничество Москвы и Берлина в особенности в сфере энергетики. Нет ничего случайного и в том, что в день инаугурации Кремль объявил о запланированной на 18 мая встрече Путина и Меркель в Сочи. Россия делает ставку на сближение с Германией, а та готова к нему не столько из-за Ирана, сколько из-за американской политики, которая угрожает совместным российско-немецким бизнес-проектам, список которых возглавляет «Северный поток — 2».
В конце мая гостем Петербургского международного экономического форума будет президент Франции Эммануэль Макрон, а 5 июня Путин отправится с визитом в Австрию. Москва будет делать все возможное, чтобы посеять рознь между США, их союзниками в Европе и той частью ЕС, в которой ведущую роль играют Германия, Франция или Италия. План-минимум: отмена санкций и политико-экономическое сотрудничество с западной частью континента. Приоритетом останется при этом сделка с Трампом, ведь гарантировать России сохранение ее позиции в мире может лишь союз с США. Путин уже подает сигналы, что он готов к переговорам, например, на тему Ирана, о чем свидетельствует визит Биньямина Нетаньяху в Москву 9 мая. Разумеется, это обман, как и разговоры о реформах. Вопрос, позволит ли Запад в очередной раз себя обмануть, и увидим ли мы повторение бесславной перезагрузки Барака Обамы…