Рыночная экономика перестала работать, потому что она всецело строится на эгоизме. Но даже на Западе возможна другая система. Интервью «Эспрессо» (l’Espresso) с «банкиром бедняков» Мухаммадом Юнусом (Muhammad Yunus)
Кто бы не хотел, чтобы в мире установилась экономика трех нулей? Чтобы не было нищеты, безработицы, загрязнения окружающей среды. Это гипербола, нереализуемая утопия, страница из книги грез. Однако 78-летний Мухаммад Юнус, «банкир бедняков», разработавший систему микрокредитования и распространивший ее по всему миру, считает, что человечество может справиться с этим вызовом: новая экономическая модель уже существует и является ответом на экономику эгоизма.
Лауреат Нобелевской премии мира (2006 год), 41 год назад Юнус основал «Грамин-банк» (Grameen Bank) у себя на родине в Бангладеш, где сегодня он уже появился в тысячах деревень. С тех пор эта система — институт независимого кредитования, дающий деньги в долг без гарантий — обошла весь мир, финансируя также предприятия, которыми руководят женщины в США, и социальные сервисы в самых бедных районах Франции. Юнус скоро будет в Италии в связи с выходом своей новой книги «Мир экономики трех нулей: как окончательно справиться с нищетой, безработицей и загрязнением природы». Автор представит ее в Турине 17 мая, в Милане — 18 мая и в Риме — 19 мая.
«Нужно признать обман классического капитализма, строящегося на эгоизме человеческой природы. И распространить новую систему, основанную на альтруизме, который столь же мощен», — говорит экономист, находясь в своем кабинете в Дакке, в Бангладеш.
«Эспрессо»: Профессор Юнус, из Вашего нового исследования вырисовывается безжалостный портрет нашего общества. Спустя десять лет после начала глобального кризиса богатство все больше концентрируется в руках немногих избранных, уровень бедности растет, безработица выталкивает молодых людей на обочину общества, загрязнение разрушает окружающую среду. Есть какой-либо выход из этой ситуации?
Мухаммад Юнус: Мы работаем над этим. Это еще разрабатываемая теория, которая отталкивается от важной предпосылки: до сих пор капитализм ошибочно представлял человека как индивида, безразличного к ближнему. К счастью, в реальном мире почти никто не ведет себя, руководствуясь абсолютным эгоизмом. В действительности человек намного лучше. Таким образом, существует два типа капитализма: индивидуалистический, получающий эгоистический стимул; и социальный — позволяющий зарабатывать, но решающий также мировые проблемы.
— Это и есть модель, предлагаемая банком «Грамин». Каков результат первых 40 лет?
— Чаще всего Ваш банк критикуют за то, что он выдает слишком ничтожное финансирование для запуска какой-либо предпринимательской деятельности.
— Это необоснованное утверждение. Невозможно кормить ребенка взрослой пищей. Тот, что беден, неспособен взять и использовать крупную сумму денег, он может обжечься. Он должен действовать постепенно и потихоньку получать доступ к более существенному финансированию. Можно создать надежные предприятия, отталкиваясь даже от небольших сумм: например, платформа микрофинансирования «Кива» (Kiva), пионер краудфандинга, созданный в 2005 году, создана благодаря банку «Грамин». «Кива» позволяет одним людям давать деньги в долг другим на достойные, на их взгляд, проекты, это небольшой разовый платеж — 25, 50, быть может, 100 долларов. Скорость обработки данных, доступная благодаря цифровым технологиям, облегчает быстрый поиск проектов, которые могут вас заинтересовать. Таким образом, предприниматели, которые никогда бы не получили одобрения на кредит в традиционном банке, могут получить финансирование. На сегодняшний день на платформе «Кива» взаимодействуют 1,6 миллиона людей, давших в долг деньги 2,2 миллионам людей в 82 странах.
— Как считают некоторые эксперты, микрокредитование применимо исключительно в развивающихся странах.
— Это не так. Сегодня микрокредитные банки, основывающиеся на одинаковых принципах, с успехом действуют во многих других странах, в числе которых значатся США, Франция, Италия, Великобритания и Норвегия. Сегодня у американского отделения «Грамин» имеется 20 филиалов в 12 городах и более 100 тысяч бенефициаров, и все — женщины, которые получают кредиты, в среднем, порядка нескольких тысяч долларов на запуск собственного бизнеса. В последние десять лет американское отделение «Грамин» выдало кредиты на сумму в миллиард долларов при уровне возврата выше 99%. Даже в более зажиточных странах большое количество людей завязло в условиях бедности или почти бедности, потому что они вынуждены получить заверение с места работы с постоянным заработком в качестве единственно возможного источника доходов. В богатых городах Европы те же проблемы, что и в остальном мире, где бедные исключены из системы финансирования.
— Вы бросаете вызов капитализму в самой капиталистической стране мира. Это напоминает прыжок в пустоту.
— Один из фундаментальных уроков банка «Грамин» в США состоит в том, что принципы действия и системы, благодаря которым микрокредит пользуется успехом в Нью-Йорке и Небраске, практически не отличаются от тех, что мы разработали для деревень в Бангладеш. Мы выдаем кредит женщине только после того, как она сформировала группу из пяти человек или принадлежит к формирующейся группе. Женщины поддерживают друг друга, дают друг другу советы, подбадривают. Перед тем как получить кредит, нужно представить сотрудникам банка бизнес-идею и реальный план ее успешного воплощения. Кроме того, женщины вкладывают силы, заставляя детей учиться, заботятся о здоровье и благополучии своих семей, действуют вопреки всему, чтобы построить лучшее будущее. Формула микрокредитования «Грамин» в США — такая же, как и в Бангладеш.
— Значит, капитализм можно реформировать?
— Конечно. Вплоть до сегодняшнего дня капитализм неверно интерпретировался. Человек одновременно является и эгоистом, и альтруистом, таким образом, капитализм должен переосмыслить сам себя на основании новой парадигмы. Более того, две модели — эгоистический и альтруистический капитализм, то есть социальный бизнес — могут быть реализованы одним и тем же человеком. Молодежь должна воспитываться с осознанием, что в жизни они могут реализовать обе модели. Идея состоит в том, чтобы разделить рабочую жизнь на две стадии: в первой нужно заниматься закладкой надежных экономических корней, гарантировать себе доход, заботиться о семье. Потом, в период между 40 и 50 годами, начинается вторая стадия, в которой человек должен заботиться о других и менять мир.
— Если отталкиваться от Вашей теории, то все мы являемся предпринимателями. В действительности же большинство молодых людей, в том числе и в Италии, мечтают о постоянном месте работе.
— Это так, потому что они не знают правды, они отталкиваются от того, что выучили в школе. Доучишься и найдешь работу, так их учили, не предлагая никаких альтернатив. С самого начала нужно учить: ты должен выбирать, кто ты — искатель работы или создатель рабочих мест. И если ты не находишь работы, ты считаешься безработным. Это традиционная модель, к сожалению, она блокирует мозг и способность перспективного мышления. А человек по своей природе умеет решать задачи.
— В Италии идут жаркие дискуссии о финансовой поддержке малоимущим гражданам страны. Что Вы об этом думаете?
— Мне не нравится этот проект: это механизм, с помощью которого правительство бесконечно дает деньги тем, кто находится в трудном положении. Он не решает проблемы, а скрывает их и распространяет весьма негативный сигнал. Люди рождаются, чтобы работать и плодотворно использовать собственные возможности. Проект финансирования малоимущих граждан отталкивается от совершенно ошибочных предпосылок, в рамках которых считается, что люди проживают свою жизнь, не зная, кто они и кем могли бы стать.
— Свою новую книгу Вы посвятили молодым поколениям, «которые построят новую цивилизацию». Однако среди молодежи царят недоверие и гнев. Вы тоже цитируете статью «Вашингтон Пост», где приводится исследование, в котором большинство молодых людей-миллениалов отвергают капитализм.
— Мне не кажется, что миллениалы четко понимают, что все проблемы, которые они видят вокруг себя, вызваны капитализмом. Я считаю, что они просто выражают недовольство тем, что видят. Я не перестаю им говорить: «Вы — самое могущественное поколение в истории, потому что в ваших руках находятся технологии», вы должны только решить, что хотите сделать с этой властью. И тогда вы решите мировые проблемы. Современные молодые люди являются одной из трех «мегавластей», которые трансформируют глобальное общество в ближайшие десятилетия, наряду с технологиями и социально-политическим устройством, которое сведет к минимуму проблемы, связанные с коррупцией, несправедливостью и потенциальной тиранией.
— Что касается технологий, то из-за роботов исчезают миллионы рабочих мест…
— Технологии могут быть огромным шансом, но также и угрозой, и это зависит от решений человека, способного уничтожить мир, всего лишь нажав на кнопку. На эту тему ООН должна дать определенные рекомендации. Номер один: никакие технологии не должны вредить людям. Номер два: никакие технологии не должны наносить вред планете. Нужно ориентировать мощь технологий на достижение общественных целей.
— Чтобы выковать завтрашний мир, нужна помощь самых богатых людей на Земле, которые бы финансировали социальные предприятия. Как можно уговорить их это сделать?
— В 2017 году «Оксфам» объявила, что группа ультрапривилегированных людей, владеющих богатством, превосходящим состояние половины населения мира, ограничена всего восемью людьми. Это хорошо известные и уважаемые люди, среди которых Билл Гейтс (Bill Gates), Уоррен Баффет (Warren Buffett), Джефф Безос (Jeff Bezos), испанец Амансио Ортега (Amancio Ortega) и мексиканец Карлос Слим Элу (Carlos Slim Helú). Если бы эти гипербогатые люди уступили половину своего богатства ради блага мира, приток денег немедленно изменил бы направление. Однако необходимости уговаривать их нет: они уже приняли такое решение, подписав обещание о пожертвовании, на основании которого они обещают выделить половину своего состояния на благотворительные инициативы после своей смерти. Это только небольшой срез миллиардеров всего мира, которые решили участвовать в этой инициативе. Деньги есть, достаточно правильно ими распорядиться.