Ответственность за гибель малайзийского «Боинга», сбитого 17 июля 2014 года под Донецком, лежит на России — таково официальное заключение международной Совместной следственной группы (Joint investigation tem, JIT), возглавляемой Австралией и Нидерландами. Вывод абсолютно ожидаемый, учитывая, что основан он на данных из открытых источников, которые все мы за эти годы видели неоднократно. Каждый при желании мог самостоятельно пройти тем же путем, которым прошла следственная группа, а до нее — независимая экспертно-журналистская группа Беллингкэт.
Проанализировав десятки фото- и видеокадров, перехваченные телефонные переговоры, показания свидетелей, международные эксперты определили принадлежность зенитной установки «Бук», из которой был выпущен залп по пассажирскому самолету, и проследили каждый километр ее маршрута в составе конвоя, состоящего из 50 машин и шести «Буков», от места дислокации в российской 53-й зенитно-ракетной бригаде Минобороны России под Курском до места трагедии. «Все машины в конвое, сопровождавшем ракетную систему, принадлежали российским вооруженным силам», — заявил глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен. Собственно, у тех, кто умеет думать самостоятельно, сомнений насчет принадлежности ЗРК российской армии и так не было, но, как говорится, догадки «к делу не пришьешь», а вот выводы следственной группы — это крепкая база для рассмотрения дела в международном суде, который будет проходить в Нидерландах в соответствии с законами этой страны.
Евросоюз и НАТО призвали Россию признать ответственность за гибель «Боинга» и начать сотрудничать со следствием, чтобы установить виновных и добиться справедливости для родственников погибших. Это было бы самым разумным в данной ситуации, но России нет необходимости устанавливать виновных — она их и так знает, что же касается справедливости, то эта категория в принципе отсутствует в лексиконе российской власти. Россия в очередной раз отвергла все обвинения в свой адрес, и другой реакции от нее никто не ждал. Нагромождение лжи по поводу трагедии с малайзийским «Боингом», выплеснутое в пространство российскими официальными лицами за эти четыре года, побило все советские пропагандистские и контрпропагандистские рекорды. Причем вравшие не беспокоились о правдоподобности выдвигаемых версий и не удосуживались согласовывать вранье между собой (пожалуй, единственная версия, которая не прозвучала от России за это время — это возможность причастности к катастрофе инопланетян). Задачей России было — утопить любую информацию о расследовании во лжи, чтобы за счет количества диких версий и нелепых деталей сделать правду максимально неотличимой от лжи.
Главная претензия России в том, что она не допущена к расследованию, ее аргументы не учтены, следствие является «предвзятым и однобоким», соответственно — выводы комиссии политически мотивированы и доверять им нельзя («На наше удивление, нас к этому расследованию не допускают», — сказал Путин). Действительно удивительный факт: волка отказались включить в комиссию по расследованию смерти зарезанного им ягненка. Это, безусловно, нарушение всех мыслимых международных норм. Проблема лишь в том, что мнение волка на этот счет давно уже никого не интересует. У Москвы была масса возможностей представить свои аргументы и доказательства — например, в международный трибунал по расследованию катастрофы, но принятие резолюции Совбеза ООН по его созданию Россия заблокировала. Теперь ей придется выслушать приговор, который вынесет суд Нидерландов, и столкнуться с последствиями этого приговора — независимо от того, признает она выводы международного следствия или нет.
России сейчас самое время вспомнить историю международного расследования по поводу авиакатастрофы с другим «Боингом» — Boeing 747 — в небе над Локерби в декабре 1988 года. Самолет авиакомпании «Пан Американ», совершавший рейс по маршруту Франкфурт-на-Майне-Лондон-Нью-Йорк-Детройт, взорвался через 58 минут после взлета, его горящие обломки рухнули на город Локерби (Шотландия). Погибло 259 человек на борту судна (243 пассажира и 16 членов экипажа, преимущественно граждане США) и 11 — на земле. Расследование авиакатастрофы, которым занимались ФБР, британский Отдел по расследованию авиационных происшествий (AAIB) и шотландская полиция, продолжалось три года. В ходе него было установлено, что взрывчатка была заложена в грузовом отсеке в чемодане одного из пассажиров. Были исследованы мельчайшие фрагменты багажа, установлен производитель и принадлежность взрывного устройства, по остаткам вещей, находившихся в том же чемодане, следователям удалось выяснить, где они были куплены, а затем владелец магазина опознал и покупателя. Генеральный прокурор Шотландии предъявил официальные обвинения в организации взрыва двум сотрудникам ливийских государственных служб — Абдельбасету аль-Мохаммеду аль-Меграхи и аль-Амину Халифе Фхимаху. По версии следствия, теракт был совершен в ответ на британо-американские бомбардировки Ливии в 1986 году, в результате которых погибла приемная дочь главы Ливии Муаммара Каддафи и ранены два его сына.
Каддафи категорически отверг все обвинения в причастности к теракту, назвав их «происками врагов ливийского народа», и отказался выдать подозреваемых шотландскому правосудию. С целью побудить Каддафи к выдаче подозреваемых Совет безопасности ООН наложил на Ливию санкции, а позднее Госдепартамент США внес ее в список стран — спонсоров международного терроризма. Это были гораздо более жесткие санкции, чем те, которые сегодня наложены на Россию. Они предусматривали запрет на воздушные полеты, на любые формы военно-технического сотрудничества, замораживание всех финансовых активов Ливии в иностранных банках, включая инвестиции, акции и дивиденды, запрет на импорт технологического оборудования и запасных частей для нефтеперерабатывающих заводов и нефте- и газотранспортных систем, а также требование сократить персонал ливийских дипломатических и торговых представительств за рубежом.
Ливия держалась до 1999 года, но за эти годы страна настолько ослабла под санкциями, что у Каддафи не было иного выхода, как пойти на переговоры при посредничестве ЮАР и Саудовской Аравии. В обмен на ослабление режима санкций Триполи согласился выдать обоих подозреваемых, при условии, что суд состоится на нейтральной территории. Действие санкций было приостановлено, суд, действовавший по шотландским законам, состоялся на территории Нидерландов. В 2001 г. решением суда один из обвиняемых был оправдан, второй — признан виновным и осужден пожизненно (через 8 лет он был освобожден в связи с онкологическим заболеванием). Ливия так и не признала вину государства за теракт над Локерби, но в качестве компромисса вынуждена была согласиться с тем, что он был организован одним из официальных лиц государства. Чтобы добиться полного снятия экономических санкций, Ливия также согласилась выплатить семье каждого из погибших по 10 миллионов долларов (в сумме размер компенсаций составил 2,7 миллиарда долларов), с условием что деньги будут перечисляться поэтапно: по 4 миллиона каждой семье было переведено после снятия санкций, еще 4 миллиона — после отмены односторонних американских санкций и оставшиеся 2 миллиона — после исключения Ливии из черного списка Госдепа США.
Кстати, «дело Локерби» довело Ливию до такого состояния, что Каддафи вынужден был в итоге пойти и на внутренние реформы — назначить премьером экономиста-реформатора, открыть экономику для иностранных инвестиций, разрешить в стране частное предпринимательство, а также предпринять ряд других шагов в сторону цивилизации. Правда это, как мы знаем, его все-таки не спасло.
Конечно, Россия — не Ливия, запас прочности у нее будет побольше, но все-таки Путину стоит задуматься о возможных последствиях «дела рейса MH17» сейчас, пока судьба его не пошла тем же маршрутом, что и судьба лидера ливийской революции.