Это требование действительно важно, хотя мало кто рассчитывает на успех. 29 мая на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок настаивал на том, чтобы Россия «признала свою ответственность» за крушение самолета «Малайзийских авиалиний» MH17. Пассажирский боинг был сбит в 2014 году над территорией Украины зенитно-ракетным комплексом, жертвами катастрофы стали 196 граждан Нидерландов, 38 австралийцев и еще 64 человека. На прошлой неделе объединенная следственная группа ООН (JIT) во главе с голландским прокурорами объявила о том, что им удалось определить происхождение ракеты: она была дислоцирована на место 53-ей бригадой российских ВС предположительно с целью помочь пророссийским ополченцам в борьбе с украинскими силами.
Кремль не переставал отвергать свое участие в инциденте с боингом MH17 или в войне на Украине (когда Путина попросили прокомментировать обнаруженные специальной комиссией данные, он ответил: «О каком самолете вы говорите?»). Вместо этого он распространяет альтернативные версии произошедшего, согласно которым главными виновниками выступают украинцы, и зачастую эти обвинения подкрепляются явно фальшивыми свидетельствами. Между тем досье следственной комиссии выглядит довольно внушительно. Оно включает фотографии и видео, предоставленные очевидцами, на их основе можно проследить маршрут прохождения «Бука» из базы в Курской области (в России) к границам Украины. В распоряжении комиссии также имеется часть фюзеляжа самой ракеты, который удалось восстановить на месте происшествия. Теперь Нидерланды и Австралия говорят, что Россия понесет свою долю ответственности, и призывают к переговорам, чтобы урегулировать этот вопрос.
Ни одна страна не скажет, какие именно меры правовой защиты будут приняты в случае, если Кремль не согласится на сотрудничество. Международный Суд прибегает к конвенциям гражданской авиации, но Россия может оспорить их юрисдикцию. Наиболее подходящим вариантом может быть Европейский суд по правам человека, участником которого является Россия. Марике де Хун (Marieke de Hoon), исследователь международного права в Свободном Университете Амстердама, говорит, что экипаж зенитно-ракетного комплекса был обязан проверить, не является ли мишень гражданским самолетом. Однако, по словам представителя защиты Герта-Яна Александра Кнопса (Geert-Jan Alexander Knoops), согласно судебной практике, если экипаж допустил непреднамеренную ошибку, правительство, которому служат эти военные, может не нести ответственность за инцидент.
С юридической точки зрения обращение Блока в ООН служит одной цели: международные суды с большей вероятностью возьмутся за дело против России, если истец сможет показать, что все другие варианты уже были опробованы. Что касается уголовных обвинений, JIT расследует причастность «нескольких десятков» лиц и, вероятно, будет преследовать их в голландском суде. (Bellingcat, действующая онлайн расследовательская группа, идентифицировала офицера, участвовавшего в перехваченных переговорах, как командующего российской военной разведкой Олега Иванникова.) И даже там, где шансы на справедливость самые ничтожные, власть установленных фактов неоспорима. Как недавно написала группа родственников погибших в катастрофе MH17: «Это не вернет наших близких, но правда имеет значение, правда существует».