Стратегия национальной безопасности администрации Трампа, опубликованная в конце прошлого года, призывала удвоить усилия по вытеснению давних стратегических конкурентов США, особенно Китая и России. Ключевой компонент этой стратегии состоит в том, чтобы сплотить исторических союзников и партнеров Америки перед лицом угрозы российского и китайского экспансионизма. Это разумная стратегия в век глобальных геополитических перемен, однако ряд действий самого президента Трампа прямо или косвенно противоречат заявленной цели. Вместо того, чтобы приблизить европейских друзей, Трамп серьезно угрожает разрушить трансатлантические отношения и отталкивает союзников, создавая, таким образом, новое пространство для влияния Пекина и Москвы.
Более того, торговые пошлины теперь затруднят формирование общей трансатлантической повестки в отношении Китая. Хотя в Стратегии национальной безопасности оговаривается сотрудничество «с нашими партнерами в целях борьбы с несправедливой торгово-экономической практикой Китая», президент Трамп не продемонстрировал большого интереса к данной повестке. Фактически во время своего недавнего государственного визита в Вашингтон президент Макрон, как предполагается, предложил США сотрудничество по китайскому вопросу, но встретил отказ президента Трампа, который, по-видимому, рассматривает Европу как такого же, если не более страшного, нарушителя в сфере торгового права, как Пекин. На самом деле, решение Трампа о введении пошлин и попытки подорвать работу ВТО играют на руку Китаю, в результате чего он уже перестает казаться нарушителем международного торгового права, что подрывает трансатлантическое сотрудничество и снижает давление США на Пекин.
Кроме того, перспектива введения пошлин против союзников при одновременно происходящей радикальной переоценке противоречивой китайской технологической компании ZTE разрушительна, так как в результате пропадает всякое разграничение между теми странами, которые представляют обоснованную угрозу для США, и теми, которые Америке не угрожают. Главная ирония в данном вопросе состоит в том, что европейские столицы, например, Париж и Берлин, уже сами заводят более серьезные дискуссии о нечестной экономической деятельности Китая, а Трамп при этом отвергает их предложение объединить усилия. Из-за односторонних действий Трампа в сфере торговли, а также из-за потенциальной угрозы для трансатлантической торговли европейские страны теперь стремятся охватить Россию и Китай в попытке улучшить торговые отношения и оказать давление на Трампа.
Например, когда министр иностранных дел Китая Ван И встречался на прошлой неделе с верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини (Federica Mogherini) в Брюсселе, они пришли к соглашению углубить сотрудничество и обеспечивать соблюдение принципа многосторонности. Канцлер Меркель решила пойти по пути примирения в отношении Китая во время своего недавнего визита в Пекин, отметив, что и Германия, и Китай выступают за торговую систему, построенную на правилах, и выразив надежду, что китайский рынок станет более открыт для экспорта из Германии. Если Европа начнет относиться к Китаю как к партнеру, отстаивающему многостороннюю торговлю, в отличие от Трампа, то критиковать Пекин по определенным вопросам будет труднее. Тем временем президент Макрон недавно посетил Санкт-Петербургский международный экономический форум — мероприятие, которого западные лидеры, как правило, с начала кризиса на Украине в 2014 году, избегают — и обсудил с президентом России Путиным более тесные торговые отношения. Во время визита были подписаны 50 с лишним новых контрактов между французскими и российскими компаниями, в том числе соглашение между российской энергетической компанией «Новатек» и «Тоталь», которой только что пришлось отказаться от своего бизнеса в Иране из-за санкций США. И хотя это далеко от полного примирения, подобные начинания способствуют росту влияния России в Европе, снижают дипломатическую изоляцию страны и являются потенциальной угрозой для режима трансатлантических санкций, наложенных на Москву.
Вторую проблему представляет решение Трампа выйти из ядерного соглашения с Ираном, которое создало глубочайший раскол в трансатлантическом партнерстве со времен вторжения в Ирак в начале 2003 года. Наибольшее беспокойство вызывает не только желание Трампа выйти из многостороннего соглашения — европейские дипломаты прекрасно знали, что республиканцы в Вашингтоне были настроены против него — но и односторонний характер его решения, а также отказ принять в расчет беспокойство союзников.
До объявления Трампа о выходе из ядерного соглашения европейские дипломаты сохраняли надежду — порой даже радостную — что он уступит и перейдет к переговорам о неофициальном соглашении, в которых ЕС предложит решение основных вопросов, беспокоящих администрацию США в вопросе о СКПД и роли Ирана в Ближневосточном регионе. В самом деле в Стратегии национальной безопасности говорилось, что США и Европа будут «сотрудничать, чтобы противостоять… угрозам со стороны Ирана». В конце концов Трамп оказался непреклонен и настроен принять решение о выходе из соглашения, невзирая ни на что. Свое одностороннее решение он подкрепил угрозами наложить вторичные санкции в отношении европейских компаний, ведущих бизнес в Иране.