Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Asahi shimbun (Япония): Отмена железнодорожного сообщения между Россией и Украиной?

Сколько еще Россия и Украина будут поливать друг друга грязью

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В своей статье журналист японской газеты Asahi высказывает опасения, связанные с возможным решением правительства Украины прекратить железнодорожное сообщение с Москвой. Автор статьи рассуждает, к каким последствиям это приведет, описывая, какими путями люди добираются из Киева в Москву, и вспоминая свои впечатления от пересечения российско-украинской границы на поезде в 2011 году.

Железная дорога вслед за самолетами?

Как известно, в настоящее время Россия находится в жесткой конфронтации с Украиной. В 2014 году на Украине поменялась власть, проевропейский курс этой страны стал окончательным, что означает отдаление от России. В качестве ответной меры Россия аннексировала украинский Крым, а также начала расшатывать Украину, вмешавшись в гражданскую войну на Донбассе.

После этого Украина взяла четкий курс на сокращение контактов с Россией. В рамках этого курса в октябре 2015 года украинские власти полностью отменили авиасообщение с Россией, до сих пор между Украиной и Россией нет прямых рейсов.

Недавно эта непродуктивная конфронтация приняла новый оборот. Украинская железная дорога собирается отменить пассажирские поезда в Россию. Окончательное решение должно принять правительство Украины. Существует возможность, что в ближайшее время будет принято постановление об отмене железнодорожного сообщения.

Расстояние между Киевом и Москвой составляет 758 километров. Обычно жители бывших советских республик преодолевают такое расстояние на ночных поездах (в сравнении с самолетом так можно сэкономить на гостинице; кроме того, железнодорожный вокзал находится в городе, поэтому до него проще добраться).

Следовательно, несмотря на то, что в октябре 2015 года были отменены авиарейсы между двумя странами, удар был не таким сильным в силу существования железной дороги. Если же железнодорожное сообщение будет ликвидировано, нанесенный урон будет громадным. 

Связи между Россией и Украиной неразрывны

Сейчас политические отношения между странами — хуже некуда, но изначально Россия и Украина были не разлей вода. И украинцы, и русские относятся к восточным славянам. На территории Украины проживает большое количество этнических русских; немало украинцев, для которых русский является родным языком. У многих россиян родственники и друзья живут на Украине. Аналогичная ситуация и с украинцами.

Отношения между странами испортились, однако, несмотря на это, крупнейший торговый партнер Украины — Россия. Кроме того, в результате кризиса украинской экономики многие украинцы в поисках работы отправились за границу, в частности, в Польшу, но Россия также остается важным работодателем для граждан Украины. Если при выезде на заработки в Россию украинцы не смогут пользоваться самым удобным средством передвижения — железной дорогой, это удвоит их неприятности.

В 2017 году железнодорожным маршрутом Украина — Россия воспользовалось 900 тысяч человек. В сравнении с 2013 годом, когда страны находились в хороших отношениях, этот показатель снизился в пять раз. Несмотря на это, для Украинской железной дороги российское направление — источник долларовых доходов. Если оно будет потеряно, это, скорее всего, серьезно ударит по доходам организации.

Наблюдая за нынешней Украиной, я не могу отделаться от впечатления, что многие украинцы заблуждаются, заявляя: «Чем сильнее мы будем сражаться с Россией, тем ближе мы окажемся к Европе».

Шанс для Белоруссии

 

Как я уже отметил, самолеты между Украиной и Россией не летают с октября 2015 года. Тем не менее, есть лазейка. Дело в том, что можно легко летать из России в Украину и обратно, пересаживаясь в международном аэропорту Минска.

Белорусская национальная авиакомпания «Белавиа» увеличила количество рейсов в Россию и на Украину, используя предоставленную бизнес-возможность. Минский аэропорт превратился в транзитный узел на этом направлении. Он успешно увеличил количество пассажиров и расширил инфраструктуру. В 2017 году Национальный аэропорт Минска даже стал победителем Евразийской премии в области региональных авиаперевозок.

Даже если прямое железнодорожное сообщение между Россией и Украиной будет отменено, до тех пор, пока есть спрос, будут развиваться другие средства сообщения и маршруты.

Гомельский вокзал может стать крупным перевалочным пунктом, и, возможно, Белоруссия вновь сможет «выловить рыбу в мутной воде». Кроме того, может возрасти количество межрегиональных автобусов, хотя они считаются самым неудобным средством передвижения.

По слухам, на российско-украинской границе курсируют нелегальные автобусы. Существует опасность активизации теневого сектора.

Рассказ о пересечении российско-украинской границы

Обычно из России на Украину и обратно я летаю на самолете (последнее время через Минск), однако один раз я пересек границу на поезде, поэтому представляю вам отчет об этой поездке.

В 2011 году я ехал на поезде из Харькова в Белгород. Поезд вышел из Харькова в 11-05 и через час мы прибыли на украинскую приграничную станцию Казачья Лопань. В течение 30 минут нас проверяли украинские пограничники и таможенники. Они заходят в каждое купе, поэтому для пассажиров это простая процедура, в ходе которой нужно просто ожидать в купе.

При этом в случае с поездом Россия — Белоруссия на границе нет никаких проверок, так как эти страны находятся в союзнических отношениях. Даже на ночном поезде можно спокойно спать до пункта назначения. На ночном поезде между Украиной и Россией будят ночью для прохождения выездной и въездной процедур, что утомительно (в 2011 году я ехал на дневном поезде, поэтому с этой точки зрения было проще).

Кстати, во время проверки на приграничной станции украинский пограничник спросил, есть ли у меня йены. Конечно, они у меня были, однако я инстинктивно ответил, что у меня нет с собой йен, почувствовав, что на ввоз и вывоз валюты есть некие ограничения. Тем не менее, пограничник допытывался: «Совсем нет? Даже мелочи?». Я подумал, что могут возникнуть проблемы, и продолжил гнуть свою линию.

Пограничник разочарованно ушел. Когда я успокоился, мне пришло в голову, что, скорее всего, он хотел на память японскую монету. По всей видимости, если им попадаются пассажиры из необычных стран, они просят монеты этой страны. Я впервые пересекал границу по суше и немного волновался, поэтому не сразу додумался до этого.

Наконец, все процедуры подошли к концу, и поезд тронулся. После отправления мы должны были сразу же пересечь границу, однако никаких объектов, указывающих на границу, не было, поэтому я так и не понял, где именно она находилась.

В этом регионе находятся сельскохозяйственные районы и с российской, и с украинской стороны. В приграничной зоне между людьми могут существовать родственные связи, поэтому, возможно, местные жители могли свободно пересекать границу.

После границы поезд не остановился на российской приграничной станции, а без остановок доехал до Белгорода. Там и прошла процедура въезда. Она практически не отличалась от того, что было при выезде из Украины.

Пограничники были с собакой, по всей видимости, обученной обнаруживать наркотики (небольшая очаровательная собака), но я уже не волновался. Таким образом, я готовил себя к определенным неприятностям, однако пересечение российско-украинской границы в 2011 году на удивление оказалось вполне беззаботным приключением.

Неужели больше не будет такой мирной обстановки? Меня очень беспокоит то, какое же решение по поводу железнодорожного сообщения с Россией примут украинские власти.