Почему Европа не прислушивается к заманчивым песням протекционизма? Почему ей интересен либеральный коммерческий мир? Из-за выгоды. Потому что Евросоюз является ведущей мировой экономической силой, вторым в мире экспортером (совсем чуть-чуть отставая от Китая) и первым импортером.
Каждое седьмое рабочее место в Европе (более 31 миллиона) напрямую зависит от экспорта. И это лучшие места, высокооплачиваемые, с высочайшей конкуренцией. Такая ситуация сложилась во всех 28 странах-членах ЕС. А косвенно от экспорта зависит еще 16% мест, связанных с внешними продажами других стран ЕС (например, предоставление полуфабрикатов или испанских промежуточных продуктов для немецкого экспорта). Подробнее об этом можно почитать в отчете Европейской комиссии 2015 года «ЕС экспортирует миру: влияние на занятость и доходы» («EU exports to the world: effects on employment and income»).
Более 600 тысяч европейских малых и средних предприятий, на которых трудятся более шести миллионов работников, экспортируют товары и услуги остальному миру. Это составляет около трети всех заграничных продаж. Если не случится никакой катастрофы, доля международного рынка в растущей европейской экономике в ближайшем будущем должна вырасти. Ведь, по оценкам специалистов, в следующие 10-15 лет мировая экономика сделает значительный скачок как раз вне пределов старого континента.
Совокупность этих данных, тенденций и приобретенного опыта привела к появлению новой торговой стратегии Европы еще задолго до приземления в Белый дом Дональда Трампа. Ее воплощение в жизнь началось в 2015 году, после сообщения «Торговля для всех» ("Trade for all).
Эта новая стратегия предусматривала большие инвестиции и необходимость их включения в новые торговые договоры. Подразумевала необходимость сохранения ценностей и социальной и экологической модели в международных коммерческих перевозках. Подразумевала соответствие товарообмена новым реалиям глобальных производственно-сбытовых цепочек, в которых каждая деталь производится в новой стране, что приводит к необходимости взаимосвязанного подхода. Подразумевала первостепенную роль сектора услуг, ведь 40% экспортируемых товаров требуют выполнение какой-либо услуги (например, установки, послепродажного обслуживания и техобслуживания). Новая стратегия подразумевала увеличение сетевого бизнеса, повышение креативности в области исследований, разработок и инноваций, которая обеспечивает рабочими местами треть всех работников ЕС и составляет около 90% европейского экспорта.
Естественно, торговые договоры, заключенные с тех пор (с Кореей, Канадой, Японией) соответствуют большей части этих требований.