Новый 260-страничный отчет заново поднимает вопрос о норвежских бомбардировках Ливии в 2011 году. Вот его основные положения.
В 2011 году ООН решительно осудила преступления ливийского режима против прав человека, после чего НАТО развернула в Ливии воздушную операцию. В операции приняли участие и норвежские ВВС, отправив целое подразделение истребителей F-16 (шесть самолетов, позднее их число сократилось до четырех, прим. перев.).
За весну и лето 2011 года норвежские самолеты сбросили на Ливию 588 бомб — на эту скандинавскую страну пришлась десятая часть всех натовских авиаударов. «Это была операция беспрецедентного в норвежской истории размаха», — отмечается в отчете.
После вмешательства НАТО Ливия погрузилась в хаос. 13 сентября комиссия по Ливии, которую возглавляет бывший министр иностранных дел Ян Петерсен (Консервативная партия), опубликовала свой отчет об обстоятельствах, при которых Норвегия приняла решение поддержать НАТО, а также о ходе норвежской операции.
Со всеми дополнениями отчет насчитывает 260 страниц. Вот ответы на основные вопросы, которые он затрагивает.
1) Располагала ли Норвегия перед отправкой истребителей всей полнотой информации?
«Когда в феврале 2011 года вспыхнули беспорядки, норвежское правительство и парламент располагали лишь ограниченной информацией о положении дел в Ливии», — отмечается в отчете.
Ливия времен Каддафи была страной настолько закрытой, что у Норвегии даже не было в ней своих дипломатов. Специалистов по Ливии не было и среди сотрудников норвежской разведки.
Поэтому для принятия решения норвежским властям пришлось довольствоваться лишь сведениями, собранными за сравнительно короткое время.
В феврале 2011 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой осудил преступления ливийского режима против прав человека. Это обстоятельство вкупе с негативным информационным фоном в СМИ повлияло на суждение норвежских политиков, отвечающих за участие в операции, отмечается в отчете.
Другими словами, принимая решение о бомбардировках Ливии, норвежские власти не имели доступа к информации из первых рук и вынуждены были полагаться главным образом на косвенные данные.
2) Обоснованно ли вторглись в Ливию?
Отвечая на вопрос «Афтенпостен», член комиссии Йерт Лаге Дюндал (Gjert Lage Dyndal), заявил, что исходя из имеющихся на тот момент данных, решение было принято верное. И это несмотря на то, что всей полнотой информации о ситуации в стране политики не обладали.
Глава же комиссии Ян Петерсен подчеркнул, что оценка правильности решения в ее задачи не входит.
Согласно отчету, Норвегия действовала в Ливии строго в рамках мандата, выданного Совбезом ООН.
Трактовка Норвегией резолюции Совета Безопасности была корректной, констатируется в отчете. Норвежское решение отвечало и конституции страны, отмечается там же.
Другими словами, жесткой критики в адрес правительства Йенса Столтенберга от комиссии ждать не стоит.
3) Находились ли Норвегия и Ливия в состоянии войны?
29 марта 2011 года Йенс Столтенберг заверил Стортинг (норвежский парламент, прим. перев.), что в правовом понимании этого слова Норвегия в состоянии войны не находится.
«Если бы дело обстояло так, норвежские солдаты бы стали законной целью для нанесения удара. Сейчас это не так», — объявил Столтерберг.
По мнению авторов отчета, это противоречит докладной записке о правовой основе норвежской миссии в Ливии, которую министерство обороны отправило в генеральный штаб пятью днями раньше.
«Вне всяких сомнений, с точки зрения мирового права, ситуация в Ливии представляет собой международный вооруженный конфликт, в котором силы коалиции действуют от имени своих государств, считающихся его участниками», — сообщалось в докладной записке.
По сообщению министерства обороны, это обстоятельство делало норвежские силы законной целью для нанесения удара.
4) Не слишком ли долго длилась норвежская миссия?
Решение об отправке в Ливию норвежских самолетов было принято 23 марта 2011 года. Миссия норвежских ВВС продолжалась до 1 августа того же года. Критики полагают, что это неоправданно долго.
Согласно отчету, норвежская миссия 2011 года делилась на два этапа. На первом главной задачей было защитить гражданское население.
Второй этап начался во второй половине апреля 2011 года. Его задачей было ослабить вооруженные силы Каддафи, чтобы предотвратить новые угрозы гражданскому населению.
«Мы не располагаем никакими доказательствами того, что норвежская миссия, продлившаяся до 1 августа, превысила меры, необходимые для защиты гражданских лиц», — заявил Кристофер Конрад Эриксен на пресс-конференции по случаю публикации отчета.
5) Что дальше?
Несмотря на то, что норвежские действия полностью соответствовали международному праву и конституции, в отчете содержится ряд замечаний.
«Некоторые положения конституции должны быть пересмотрены, чтобы уточнить действующий закон, который регулирует вопрос участия норвежских сил в международных операциях, а также принципы и масштабы этого участия», — заявил председатель комиссии Ян Петерсен.
Проще говоря, конституция должна быть переписана. Впрочем, это далеко не столь серьезно, как может показаться на первый взгляд. Петерсон подчеркнул, что главная цель изменений — четче очертить рамки дозволенного.
«Думаю, это будет нелишним, учитывая, сколько неопределенности остается до сих пор», — высказался Петерсен.
Изменение конституции — сложный процесс. Для внесения изменений требуется, чтобы при голосовании присутствовало по меньшей мере две трети членов Стортинга, из которых по меньшей мере две трети должны проголосовать утвердительно.
Кроме того, изменения смогут вступить в силу лишь при парламенте следующего созыва.