Не вся публикуемая информация о плохих отношениях между Соединенными Штатами и Россией является правдой. Многие договоренности между двумя странами хранятся в секрете, пока Вашингтон и Москва не выберут подходящее время для того, чтобы их раскрыть. И в первую очередь, это касается ситуации в Сирии.
Взгляды обеих стран на ситуацию в Сирии сильно различаются. Вашингтон продолжает отказываться от сотрудничества с правительством президента Башара Асада, требуя его ухода. А Москва по-прежнему считает его законным президентом Сирии и утверждает, что сохранение Асада у власти обеспечит единство страны и позволит избежать ситуации с отсутствием безопасности, подобно той, что сейчас происходит в Ливии.
Русские прекрасно понимают, что они не получат больше преимуществ, если позволят рухнуть нынешнему сирийскому режиму, поэтому они настаивают на его защите в военном и политическом отношениях. Москва потеряла военнослужащих и большие деньги, а также 11 раз накладывала вето на решения СБ ООН и выдержала европейскую изоляцию ради сохранения сирийского режима.
Новая администрация США не сильно обеспокоена сирийским досье. Его важность сильно упала и более не является одним из американских приоритетов. Поэтому оно попало в руки России, которая получила возможность использовать его как карту давления на сирийскую оппозицию и Турцию, которая оказывает ей поддержку.
Нет никаких сомнений в том, что существуют многочисленные разногласия между американской и российской администрациями в отношении Сирии. Однако имеются три точки соприкосновения интересов обеих стран и, по крайней мере, две из них могут способствовать урегулированию ситуации в Сирии и поиску политического решения.
Первым и самым главным моментом является взаимопонимание обеих сторон касательно обеспечения безопасности и стабильности Израиля, что тесно координируется Москвой и Вашингтоном, поэтому они внимательно следят за политическими и военными действиями в Сирии. Это подталкивает обе стороны заключать соглашения, в которых интересы израильтян стоят выше, чем чьи-либо еще интересы, будь то интересы оппозиции или режима. И это то, что ждет Сирию, в которой все стороны будут подчиняться двум наиболее влиятельным международным партиям.
Проблем с передачей Москвой в Дамаск комплексов С-300 не будет. Министерство обороны России заявило, что комплексы будут находиться под прямым контролем российских военных, что позволит регулярным сирийским войскам иметь это оружие без возможности его использования. А это, в свою очередь, удовлетворит Израиль.
Вторая точка соприкосновения двух мировых полюсов — необходимость уменьшить роль Ирана в Сирии. Именно этого добиваются обе страны, хотя их действия отличаются. Вашингтон заявляет, что он будет участвовать в восстановлении Сирии и политическом решении, которое закончит конфликт, а также поспособствует уходу иранцев из страны. Американские власти не хотят повторения иракской ситуации, которая заставила их признать силу влияния Ирана в Ираке. Особенно четко оно проявилось в ходе выборов премьер-министра. Обратите внимание, что Иран бездействовал до выбора Хайдера Аль-Абади премьер-министром страны. И это то, что американцы не хотят повторять в Сирии.
Москва работает над укреплением сирийских правительственных сил и обучением своих сторонников, чтобы подготовиться к спасению Сирии. Она стремится взять на себя военную инициативу, чтобы иметь возможность избавиться от иранских милиций. Подобная стратегия поддерживается многими сирийскими офицерами, которые не хотят усиления иранского влияние за счет ущемления достоинства и арабского происхождения их страны.
Третий момент — страх и поиск альтернативы нынешнему режиму. Он тесно связан с безопасностью Израиля. Обе страны не видят какую-либо альтернативу режиму, которая поможет возвратить мир на Ближний Восток, особенно из-за неспособности сирийской оппозиции убедить мир в том, что она готова выполнять все условия. Она потерпела неудачу из-за растущих экстремистских течений внутри нее. Примером может служить захват Идлиба группировкой «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ — прим. ред.) и удержание около трех миллионов перемещенных лиц.
Эти три момента очень важны, как и детали соглашения между госсекретарем США Майклом Помпео и его российским коллегой. Кроме того, не осталось незамеченным вмешательство высокопоставленных чиновников обеих стран в российско-американские договоренности. Советник по национальной безопасности США Джон Болтон встретился со своим российским коллегой Николаем Патрушевым в августе в Женеве. Нет никаких сомнений, что они оба непосредственно вовлечены в обсуждение сирийского вопроса.
На самом деле должностные лица в сфере национальной безопасности не могут способствовать окончательному урегулированию сирийского вопроса, но они будут стремиться контролировать его напрямую, принимая во внимание все важные аспекты. Это подтверждают слова посла США в России Джона Хантсмана о том, что США и Россия проводят «закулисную» работу по политическому урегулированию ситуации в Сирии. А новая встреча Болтона и Патрушева является тому подтверждением. Эта движущая сила должна ускорить принятие политического решения, приемлемого для несирийцев, чья роль в будущем урегулировании будет ограничиваться только подписанием соглашения.