Недостатки в сфере правовой государственности и демократии во внутреннем устройстве России нужно без иллюзий принять к сведению, что однако не станет ответом на вызовы европейской, в особенности, немецкой политики по отношению к этой стране.
Политика разрядки направлена по определению не на союзников и друзей, а на контрагентов и потенциальных противников. Это касается настоящего с его все более ярко выраженной в международном плане многополярной структурой, а также конфликта между Востоком и Западом на протяжении десятилетий. Как и этот конфликт в период его возникновения, новое обострение между НАТО и Российской Федерацией за последние пять-десять лет в некоторой степени обязано взаимному неправильному восприятию. Можно с уверенностью сказать, что такое развитие укрепило в России авторитарные и националистические тенденции.
Поставить себя на место другого в восприятии реальности
В отношениях между государствами или группами государств речь идет прежде всего об интересах, а не о симпатии или антипатии политиков или народов. Но интересы могут по-разному определяться и различным образом преследоваться. Оценки интересов могут меняться, как и осознание того, что нужно пытаться поставить себя на место другой стороны в восприятии интересов и реальности, чтобы понять логику ее действий.
Нынешняя фаза конфронтации между Россией и Западом, которая скорее напоминает пик холодной войны, нежели период мирного сосуществования и разрядку в конфликте между Востоком и Западом, была вызвана внутриполитическим конфликтом на Украине, стране, которая с момента получения независимости в 1991 году разорвана на части в языковом, культурном, конфессиональном и политическом плане. То есть основу этого конфликта, разразившегося в 2014 году, составляет структурное противоречие, которым воспользовались две отечественные олигархические фракции и к которому подключились Россия и (менее очевидно) США.
Зона свободной торговли от Лиссабона до Владивостока
Европа может использовать отход Америки Трампа от «Запада» как шанс сформироваться как политически самостоятельный, обороноспособный и в то же время структурно неспособный на нападение альянс государств — однако, по крайней мере сегодня, это так не выглядит.
Внешнеполитической сферой, в которой Германия могла бы взять на себя европейскую лидерскую роль, могла бы стать перезагрузка отношений между ЕС и Россией. Она к этому предназначена не в последнюю очередь из-за богатой истории германо-российских отношений, включающей в себя и скорбные периоды.
Необходимо дополнительное переплетение экономики стран ЕС, с одной стороны, и бывших советских республик, главным образом, России, с другой — в том числе для утверждения в мировой глобализированной экономике в условиях конкуренции с восходящими азиатскими державами. Паневропейская зона свободной торговли, благосостояния и мира от Лиссабона до Владивостока могла бы стать образцом и отправной точкой для нового мирового устройства, чтобы получить свободную энергию для решения элементарных проблем человечества.