В России существуют два мира. Москва и все, что за ее пределами. Прежде всего это относится к инфраструктуре. В столице метро работает как часы, а по улицам разъезжают современные автобусы. В центре есть пешеходные зоны, велодорожки и новые парки. И, конечно, дороги чинят, когда на них появляются выбоины. В провинции все зачастую совсем по-другому. Единственный вид общественного транспорта — старые автобусы. О пешеходных зонах знают лишь понаслышке, а велосипедисты встречаются еще реже, чем безупречные дороги. Существование этой проблемы за пределами столицы вынуждено было признать даже правительство в Москве.
Кремль создал специальный фонд для ремонта пришедших в негодность дорог. 65 миллиардов рублей (один миллиард швейцарских франков) должны быть потрачены на создание 50 тысяч километров асфальтированных дорог. Однако к 1 августа на строительство ушли лишь 30% обещанных денег. Велика опасность, что ко многим из запланированных проектов приступят лишь после 1 ноября. Для большей части России это губительно, поскольку при низких температурах дороги плохо поддаются ремонту.
Вина за эти задержки часто лежит на бюрократии. Эксперты пожаловались газете «Ведомости», что, по-видимому, все делается для того, чтобы эти деньги не дошли до строителей дорог. Даже для самых маленьких отрезков требуются расчеты, планы, документация. Если же дорога ведет из одного города в другой, то надо подготовить два проекта. А мост и прилегающая дорога не могут финансироваться из одного и того же источника.
Требование экспертов понятно: получение государственных средств должно быть упрощено. Но это, пожалуй, не так просто, как звучит. Бюрократия проникла в ДНК россиян глубже, чем в других странах. Вот, пожалуй, единственная хорошая новость: выход не будет найден до следующей весны. А тогда, по крайней мере, будет легче укладывать асфальт.