Не так давно вторая подводная лодка проекта 677 «Лада» под названием «Кронштадт» была спущена на воду в Санкт-Петербурге. Она является важной для России неатомной подводной лодкой, на которой, тем не менее, применяется дизель-электрическая энергетическая установка вместо более передовой воздухонезависимой. В то же время еще в 2016 году российские власти заявили, что по завершении строительства второй и третьей подлодки данный проект будет полностью закрыт, и основными неатомными субмаринами российского флота станут подлодки проекта 636.6 «Варшавянка».
Главной причиной, почему от проекта «Лада» отказались, стало то, что несмотря на огромные вложения в разработку, новые технологические решения остались «сырыми», что приводило к множеству проблем. Первая субмарина проекта была заложена в 1997 году, спущена в 2004, а принята на вооружение лишь в 2010. Таким образом, этот «меч» российская армия «точила» 13 лет.
В то же время несмотря на то, что СССР был серьезным игроком в сфере строительства подводных лодок, все заводы и конструкторские бюро были распределены по союзным республикам. После распада СССР очень многие из них прекратили военное производство, кроме того, ключевое оборудование, которое осталось на Украине, оказалось недоступно из-за российско-украинского конфликта. Именно поэтому новое оборудование, примененное в проекте «Лада», потребовало реконструкции производственных линий и переподготовки рабочих. Таким образом, Россия совсем не хотела останавливать этот проект, однако была вынуждена временно приостановить его из-за технологических и финансовых проблем.
Так какие же новые технологии Россия применила в проекте 677 «Лада»?
Во-первых, Россия в совершенстве владеет технологией двухкорпусной конструкции подлодки, где прочный внутренний корпус и легкий внешний корпус соединены между собой. Однокорпусная конструкция отличается наличием только прочного корпуса. У обоих видов есть свои преимущества — так двухкорпусная конструкция хорошо защищает от внешних воздействий, увеличивает скорость всплытия и непотопляемость, однако в ней мало свободного места. В однокорпусной подлодке на 40% больше места, что позволяет вместить все сложное современное электронное оборудование. Субмарины проекта «Лада» должны стоять на вооружении более 30 лет, поэтому им необходимо постоянное улучшение — при строительстве по всей длине была применена однокорпусная конструкция, но в хвостовой части ее заменили на двухкорпусную. Подобное решение для русских — это отход от традиции, который сложно воплотить в жизнь.
Во-вторых, подлодки проекта 677 «Лада» оснащены системой боевого управления «Литий» с очень высокой степенью автоматизации. Подлодка потребовала совершенно новых технологических решений, таких как модульное проектирование и шина данных. В то же время все сенсоры субмарины передают информацию в центральный процессор, что серьезно увеличило производительность, однако повысило и требования к конструкции этого процессора. Подлодки проекта «Лада» оснащены большим количеством сенсоров, например, гидроакустических — в носовой части, по бокам и в хвосте. Многое из оборудования подлодки — это абсолютно новые разработки.
Однако «сырой» оказалась силовая установка. Подразумевалось, что на субмаринах проекта будет применяться анаэробная силовая установка, в исследованиях которой российские ученые сконцентрировались на топливных элементах. В 2011 году Россия разработала электрохимические генераторы третьего поколения, которые прошли техническую проверку на испытательной подлодке Б-90 «Саров». Изначально было решено поставить два таких генератора на субмарины проекта «Лада», а также добавить дизель-электрический двигатель. Таким образом, подлодки были бы оснащены смешанной силовой установкой.
Однако путем долгих испытаний российская сторона выявила у топливных элементов множество проблем, что повышало риск аварии. После того, как на воду была спущена первая субмарина проекта «Санкт-Петербург», один за другим стали возникать вопросы. Официальные лица многократно заявляли, что характеристики электрохимических генераторов оставляют желать лучшего и не соответствуют проектной норме, так как часто они не дают необходимый уровень мощности. Это и было основной причиной, почему «Санкт-Петербург» долго не принимали на вооружение, а также объясняет задержки в строительстве второй подлодки проекта.
Из-за стремления к передовым характеристикам в строительстве субмарин проекта «Лада» Россия отказалась от многих удачных традиционных технологических решений, применив доселе неизвестные конструкторские ходы. Для разработки оборудования с такими высокими характеристиками приходилось либо отказываться от боевой мощи, либо проектировать все заново, от чего страдала безопасность и надежность. Из-за финансовых затруднений разработка топливных элементов постепенно была остановлена, и Россия объявила о том, что строительство подлодок проекта 677 «Лада» временно прекращено.
Причина, почему российские власти выбрали проект 636.3 «Варшавянка», кроется в вышеописанной ситуации — они являются модернизированной версией проекта 636М и по технологическому уровню ничем не уступают проекту «Лада». По завершении технологической разработки нужно будет лишь перенести уже «зрелые» технические решения, предназначенные для «Лады», на «Варшавянку». Кроме того, в последней могут применяться уже существующие технологии, что является серьезным преимуществом с точки зрения уменьшения затрат.
Тем не менее полностью от проекта 677 «Лада» никто не отказывается. Россия будет действовать по двум направлениям — модернизировать субмарины проекта «Варшавянка» и продолжать работать над «Ладой». Если в третьей подлодке проекта 677 будут воплощены все задуманные технологические решения, «Варшавянка» больше не будет главной опорой российского флота.