Октябрь 2017: коллективное чтение сценария
Когда Кит Харингтон (Kit Harington) входил в конференц-зал, он понятия не имел, что его ожидает.
Тексты сценария последнего сезона сериала «Игра престолов» были направлены актерам всего двумя днями ранее, и все тут же погрузились в чтение. Подобно миллионам поклонников по всему миру актеры ждали почти десять лет, прежде чем узнали судьбу своих героев. Сценарии всех шести серий последнего сезоны были отправлены одновременно, а сами тексты защитили с помощью ключевых слов на нескольких уровнях.
Софи Тернер (Sophie Turner) за рекордное время смогла познакомиться со всеми текстами и быстро передала по электронной почте продюсерам свои впечатления. «Я была просто потрясена, — говорит актриса, играющая роль Сансы Старк (Sansa Stark). — После этого я впала в какое-то оцепенение, и мне пришлось несколько часов гулять по городу». Другим актерам, в том числе Эмилии Кларк (Emilia Clarke), играющей роль Дейнерис Таргариен, пришлось поспешить домой и уединиться. «Я повернулась к своей лучшей подруге и сказала ей «О боже! Я должна уехать! Я должна уехать, — вспоминает она. — Я была просто в каком-то трансе». Добравшись до дома, она налила себя чашку чая и погрузилась в чтение. «На самом деле, чтение произвело на меня глубокое впечатление, — добавляет Кларк. — Это звучит дико пафосно, но я актриса, и поэтому мне позволено один раз за сезон применять подобного рода пафосные эпитеты». Тем временем Питер Динклэйдж (Peter Dinklage) нарушил свою многолетнюю традицию и не стал сразу же смотреть, выживет Тирион Ланнистер или нет. «Я впервые не стал смотреть, что будет в конце», — говорит он.
Даже исполнительные продюсеры Дэвид Бениофф (David Benioff) и Дэн Уайсс (Dan Weiss) были непривычно взволнованы и очень хотели узнать, как актеры отреагируют на кульминационные моменты в сценарии. «Мы точно знали, когда наш координатор по работе со сценариями разослал тексты, мы знали об этом с точностью до минуты, а после этого мы просто стали ждать сообщений по электронной почте», — рассказал Бениофф.
Затем все актеры направились в Белфаст и там собрались в кабинете продюсеров для так называемой читки — совместного формального чтения сценария. К этому времени все уже знали, как будут разворачиваться события, но были и исключения — Лиам Каннингем (Liam Cunningham), играющий роль Давоса Сиворта («Этот гребаный сценарий просто не открывался, а виной тому — двойная система безопасности!» — ворчал он), и Харингтон, который просто отказался читать что-либо заранее.
«Я вошел и сказал: "Не говорите мне, я ничего не хочу знать", — говорит Харингтон. — Какой смысл прокручивать все это в своей собственной голове, если я могут услышать, как люди это делают и найти соответствующий подход вместе с друзьями?» И вот что в результате получилось: Джон Сноу в буквальном смысле ничего не знал.
Бениофф и Уайсс сначала попросили актеров воздержаться от любых действий во время съемок или после них, которые могли бы стать даже малейшими спойлерами («Даже ботинки свои не фотографируйте на съемочной площадке», — вспоминает их слова один из актеров). А затем все актеры сели за длинный стол, на котором лежали несколько бутафорных черепов, и начали читать вслух сценарий завершающего сезона сериала «Игра престолов».
В какой-то момент Харингтон заплакал.
Через некоторое время он заплакал во второй раз.
Сентябрь 2012: Это невозможно
После совместной читки сценария актеры сериала «Игра престолов» потратили десять месяцев на то, чтобы снять всего шесть серий. Однако в действительности потребовалось значительно больше времени, чтобы завершить всю работу. Работа над последними главами «Игры престолов» продолжалась несколько лет. Для лучшего понимания того, что нас ожидает, давайте вспомним, как корреспонденты журнала «Энтертейнмент уикли» (Entertainment Weekly) посетили съемочную площадку во время работы над третьим сезоном, а также обратимся к ранее не публиковавшемуся интервью с Бениоффом и Уайссом…
Продюсерский трейлер ничем не отличался от многих других на съемочной площадке — неудобный, заваленный вещами, холодный, утилитарный, с грязью на полу — ведь по нему целый день ходят в грязных ботинках. Продюсеры «Игры престолов» сидели в крохотной кухни, а за окном в это время завывал сильный ветер, зарождавшийся где-то в районе залива Северной Ирландии. Они уже думали о заключительном сезоне, и он их тревожил.
Когда шел второй сезон этого фэнтези-сериала, его аудитория на всех платформах составила 10,3 миллиона человек. Этого было достаточно, чтобы в конечном итоге довести этот сериал до конца, однако неизбежность тоже представляла собой проблему. Когда исполнительные продюсеры впервые направили «Игру престолов» телекомпании «Эйч-би-о» (HBO), они не были полностью искренними. А затем они начали работать над финальной частью сериала, сделать которую было невозможно.
«Наша ложь состояла в том, что сериал удерживается в своих границах и повествует о судьбах своих героев», — сказал Бениофф, и это было по крайней мере половиной правды. Этот эпический сериал был тесно связан со снимавшимися в нем актерами, но он также был наименее «ограниченным» из всех предыдущих сериалов. «Миры становятся слишком большими, а сражения — слишком масштабными».
Автор сюжета Джордж Мартин, серия романов которого и лежит в основе «Игры престолов», рассказал этому дуэту тайну об окончании саги под названием «Песни льда и пламени». В том числе он поведал им о финальной эпической битве, речь о которой идет с самой первой сцены этого сериала. Однако подобное кульминационное столкновение было совершенно недоступно для сериала «Игра престолов», где каждая серия обходится в 5 миллионов долларов. «Мы получили очень щедрый бюджет от телевизионной сети "Эйч-би-о", но мы знаем, что нам предстоит сделать, и поэтому в конечном итоге сумма недостаточная», — сказал Бениофф.
Поэтому у продюсеров возникла идея: финальный сезон может продолжаться в общей сложности шесть часов, а выпущен он будет как три фильма для кинотеатров — так же, как это было сделано с наиболее успешным и повлиявшим на Мартина фильмом «Властелин колец». Это не означает, что продюсерский дуэт хотел снять художественные фильмы как таковые, однако создавалось впечатление, что это единственный способ получить время и деньги, необходимые для того, чтобы успешно завершить работу над финальной частью. «Именно к этому мы двигались в идеале, — сказал Уайсс. — В конце концов мы решили сделать эпическую историю в стиле фэнтези, но с таким уровнем известности и раскрытия персонажей, которые обычно невозможны в двухчасовом кинофильме».
Недостаток этого плана состоял в том, что «Эйч-би-о» уже готовилась представить продукт своим подписчикам и не хотела рисковать с показателями в кассах кинотеатров. За кулисами ее руководство осторожно высказалось против идеи создания кинофильма. Однако руководители «Эйч-би-о» заверили Бениоффа и Уайсса в том, что у них в конечном счете есть все для того, чтобы превратить заключительный сезон в «еще одно приносящее прибыль летнее шоу».
Через несколько лет эти продюсеры смогут заключить сделку с «Эйч-би-о» относительно двухлетней работы над сокращенной версией восьмого сезона, каждая серия которого будет стоить 15 миллионов долларов. Вы можете сказать, что «Эйч-би-о» воспользовалась обещанием 2012 года, а исполнительные продюсеры этого сериала полностью на нее положились. «Они вложили свои деньги в выгодное для себя дело — они буквально набили себе карманы миллионами долларов, которых больше уже не будет», — саркастически замечает Уайсс.
Пожалуй, правильнее было бы сказать, что Бениофф и Уайсс смогли жестко воплотить в реальность свои амбиции по поводу заключительного сезона: они превратили «Игру престолов» в крупнейшее шоу в мире, в невероятно прибыльную сенсацию в области поп-культуры и коммерческого производства с аудиторией свыше 30 миллионов человек на каждую серию, а также с рекордным количеством телевизионных премий «Эмми». Только обладая подобными рычагами воздействия, можно сделать так, чтобы твои непомерные амбиции выглядели как разумные требования.
На самом деле команда «Игры престолов» оказалась столь успешной, что величайшим камнем преткновения в соглашении с «Эйч-би-о» стала попытка убедить ее закончить этот сериал. «Мы, люди, работающие над этим сериалом, а также его зрители, хотим закончить в момент, когда еще хочется продолжать работу, — говорит Бениофф. — Это старая поговорка: всегда делайте так, чтобы им хотелось еще больше. Но все начинает просто разваливаться, если вы перестаете этого хотеть. У нас нет никакого желания испортить дело».
Это опасение — по поводу постоянного желания завершить шоу на самой высокой ноте — мы вновь и вновь слышали от актеров и других членов команды, когда в последний раз посещали съемочную площадку «Игры престолов».
Март 2018: заключительный сезон
Когда мы подошли к воротам студии, меня остановил охранник и сказал, что нужно просканировать бейджик. Это было уже нечто новое по сравнению с прошлым разом. Затем меня попросили показать телефон, и охранник заклеил его камеры — тоже нечто новое. В сопровождении представителей «Эйч-би-о» я вхожу в огромный ангар, где когда-то осуществлялась покраска «Титаника».
Именно здесь и снимаются серии заключительного шестого сезона. Подобно Харингтону, который ничего не знал о сюжете до начала коллективной читки сценария, я тоже понятия не имею, как будут развиваться сюжетные линии. Я осматривают тщательно отстроенную съемочную площадку, которую мне раньше никогда не доводилось видеть. Несколько актеров снимаются в эпизоде, а я поражен: в заключительной серии есть герои, появления которых я не ожидал. Постепенно я начинаю вспоминать, что происходило в Вестеросе в предыдущие пять сезонов, и пытаюсь сделать вид, что голова у меня не идет кругом.
И больше пока ничего нельзя сказать об этом сериале.
Пара слов относительно спойлеров: актеры привыкли хранить в тайне сюжет, однако нам никогда еще так не хотелось его узнать. «Есть моменты, которые вы просто не в состоянии себе представить, — говорит Джо Демпси (Joe Dempsie), играющий роль Джендри. — Вам известно то, что хотят узнать миллионы. Это довольно странное чувство. А я ведь обязательно напьюсь хоть раз до того момента, когда это станет всем известно».
Пока по крайней мере участники съемочной группы сделали работу намного лучше, чем в прежние годы, что касается сохранения в тайне сюжета, даже если кто-то из них и напивался. Теорий в интернете полно, но все это догадки. Предполагаемый сценарий был слит новостному сайту «Реддит» (Reddit), однако можно определить, что это фейк — в сценариях «Игры престолов» никогда не фигурирует название «Игра престолов». Над съемочной площадкой запускали беспилотники, но против них применили специальные ружья. В рабочих документах сообщается, кто из актеров должен быть в определенном месте и в определенное время, и при этом используются кодовые имена (Кларк, например, фигурировала под кличкой «Элдисс»). «Это вызывают большую путаницу, когда пытаешься запомнить, кто есть кто, — признается Тернер.
Следующий проект Бениоффа и Уайсса — сценарий для нового фильма «Звездные войны», и они уже получили некоторые секретные данные от режиссера фильма „Последние джедаи" Райана Джонсона (Rian Johnson) и продюсера Кэтлин Кеннеди (Kathleen Kennedy). „Они сделали нам много намеков по поводу сюжетных поворотов, о которых мы никогда бы не подумали или посчитали бы их невозможными", — говорит Уайсс.
В какой-то момент «Эйч-би-о» выпустит настоящий трейлер последнего сезона, в котором будет больше информации. А до того времени мы можем рассказать вам о некоторых основных вещах: действие восьмого сезона начинается в Винтерфелле с серии, в которой будет много возвратов к началу этого шоу. Вместо прибытия процессии короля Роберта мы увидим Дейнерис и ее армию. За этим последует интригующее и напряженное действие, причем некоторые его участники прежде никогда не встречались друг с другом, у многих довольно запутанные истории, и все они готовятся к тому, чтобы встретить неизбежное вторжение Армии мертвых.
«Все эти отчаянные люди соберутся вместе для того, чтобы противостоять общему врагу, чтобы разобраться в своем прошлом и определить, кем они хотят быть перед лицом вероятной смерти, — говорит один из продюсеров Брайан Когман (Bryan Cogman). — Это невероятно эмоциональный, захватывающий, горько-сладкий последний сезон, и во многом это связано с тем, что задумал Джордж — то есть речь идет о попытке перевернуть всю историю с ног на голову».
Как раз судьбы любимых героев «Игры престолов» и будут интересны любителям сериала в последнем сезоне (ну ладно, вот один из тизеров предстоящей премьеры: Санса не восторге от того, что Джон склоняет колено перед красивой новой девушкой из рода Таргариенов, по крайней в первый момент).
Сюжетная линия движется к столкновению с Армией мертвых, и это, как ожидается, будет наиболее продолжительная батальная сцена из когда-либо создававшихся для телевидения или широкого экрана. Одна серия — та самая, которая вызывает беспокойство у Бениоффа и Уайсса из-за давности событий, — состоит из масштабных сцен, созданных режиссером серии «Битва бастардов» (Battle of the Bastards) Мигелем Сапочником (Miguel Sapochnik).
В апреле прошлого года один член команды рассказал, что в ходе работы над «Игрой престолов» были проведены 55 ночных съемок и все они были связаны со сражениями. Средства массовой информации по всему миру публикуют материалы о том, что на съемки битвы из последнего сезона потребовалось в два раз больше времени, чем на продолжавшиеся 25 дней съемки решающей «Битвы бастардов» шестого сезона. Это явная недооценка того, что произошло на самом деле. Эти 55 дней были потрачены только на натурные съемки на съемочной площадке Винтерфелла. Затем они переместились в павильон студии, где Сапочник еще несколько недель снимал то же самое сражение.
«Это очень круто, — сказал Динклэйдж. — „Битва бастардов" похожа на парк развлечений».
Кроме того, финальная битва имеет не один фокус — там пересекаются судьбы многочисленных героев и их собственные истории выживания, каждая из которых имеет свои отличительные черты. «Самая большая битва — это звучит не очень захватывающе, на самом деле это звучит довольно скучно, — говорит Бениофф. — Это часть вызова, и в действительности вызов для Мигеля состоит в том, чтобы все было убедительно… мы с самого начала подводим действие к этому сражению и не может уместить его в 12-минутном эпизоде».
Чтобы добиться успеха, декорации Винтерфелла, родины Старков, значительно расширили: к ним добавили замок с башней, более просторный внутренний двор, а также множество связанных между собой комнат и крепостных валов. Прогуливаться по этому новому Винтерфеллу — все равно что совершать прогулку по большому и захватывающему средневековому пространству, на этом фоне прежние масштабы декораций больше напоминают гостиничную сеть «Дейс Инн» (Days Inn). Земля здесь покрыта снегом и кровью. Воздух наполнен дымом от костров. Вы можете поворачивать в любом направлении и видеть все новые уголки Винтерфелла. Легко себе представить, что вы находитесь где-то в Вестеросе».
Расширение Винтерфелла — лишь небольшой пример того, как каждый элемент «Игры престолов» усилили, чтобы «не было провала». Сцены, на съемки которых уходил один день, теперь занимают несколько дней. «Настройка камер продолжается дольше, костюмы стали немного лучше по качеству, прически и мейкап стали еще круче — каждый выбор, каждый диалог, каждая сцена, кажется, доведены до совершенства, — говорит Кларк. — Все стало еще напряженнее. Я играю в одной сцене вместе с другим героем. Я поворачиваюсь к нему и говорю: "О боже, я никогда не сделаю этого вновь", и на моих глазах появляются слезы».
Лена Хиди (Lena Headey), играющая роль Серсеи Ланнистер, соглашается: «Возникло чувство глубокой скорби. Это колоссальное ощущение утраты, у нас уже никогда не будет ничего подобного».
Еще больше слез, как во время коллективной читки сценария.
Харингтон расскажет, почему он плакал во второй раз.
«Во второй раз это было в самом конце», — говорит Харингтон. Он имеет в виду момент, когда актеры зачитывали последнюю страницу шестой серии, а также то, что исполнительные продюсеры написали в конце страницы.
«Каждый сезон вы дочитываете сценарий до самого конца, и там сказано «конец первого сезона», «конец второго сезона», — говорит Харингтон. — А в этом случае там написано: «Конец "Игры престолов"».