С 1 января 2019 года в Украине вырастет минимальная заработная плата — с 3 тысяч 723 гривен до 4 тысяч 170 гривен. Однако повышение минимальной зарплаты вовсе не означает, что вырастут доходы граждан Украины.
Если мы посмотрим на среднюю зарплату в стране, то поймем, какими будут средние доходы общей группы населения. Но в Украине зарплата отдельных людей может быть в тысячу раз выше, нежели «минималка». Учитывая эту особенность нашей страны, средняя зарплата у нас может казаться весьма высокой, однако это лишь видимость.
Потому минимальную зарплату все-таки следует рассматривать как минимальную допустимую норму, с которой общество соглашается — доходы работающих украинцев не могут быть ниже этих показателей.
А, с моральной точки зрения, цены, конечно же, следовало бы повышать ровно на столько, на сколько повысятся доходы граждан Украины.
Выбранный нашим правительством путь ведет в никуда. Можно поднять цены и на 20%, и на 120%, а потом, если кто-то захочет соответствующим образом проиндексировать зарплату, инфляция будет еще больше, она будет повторяться и нарастать, как эхо.
Если говорить о том, на что могут вырасти цены параллельно с повышением минимальной и средней зарплаты украинцев, можно сказать коротко — цены будут расти на все. Потому что практически все производства используют газ. Например, газ используют и в металлургии для того же разогрева печей, и в пищевой промышленности при производстве того же сахара или молочной продукции. Кроме того, если повышаются цены на газ, то производители бензина и другого моторного топлива тоже будут следить за процессом, дабы и самим не отставать. А за этим последует повышение цен на услуги перевозчиков, той же железной дороги так далее. Это скажется даже на стоимости мобильной связи и интернет-услуг. Цены вырастут на все!
Таким образом, все сильнее закручивается спираль.
Отдельно следует сказать о позиции Национального банка Украины, который неминуемо начнет увеличивать денежную эмиссию. Поскольку не будет происходить ускорения оборота денег, нужно будет больше платежных средств для обслуживания платежей. Чем больше вырастут цены, тем большими станут объемы платежей. Нужно будет больше наличных средств. А это, со своей стороны, также будет подталкивать инфляцию. Это будет инфляция другого типа — инфляция спроса.
Что касается возможной реакции МВФ на заложенное в бюджет на следующий год повышение минимальной зарплаты в Украине, то, если Украина сумеет соблюсти баланс между расходной и доходной частью бюджета, Фонд никак не будет реагировать.
Да и вообще, следует отметить, что не МВФ нам диктует те или иные позиции, а наше правительство само выдвигает предложения Фонду в рамках общего подхода. А общий подход заключается в сбалансировании государственного бюджета, в недопущении супер-дефицитов и нехватки средств для международных расчетов. Потому-то МВФ и оказывает давление на Киев с тем, чтобы наше правительство формировало сбалансированный бюджет. Вот наше правительство и предложило числе прочего повысить цены на газ для населения, но тянет с этим.
Теперь, спустя год, Фонд интересуется, почему это так и не было сделано. Тогда наша власть начинает твердить украинцам, что повышения на газ требует МВФ. Это своего рода игра, в которой МВФ используется как ширма. Наше правительство будто играет с Фондом в пинг-понг или теннис, то подавая мяч, то отбивая его на поле МВФ.
Однако МВФ — это не краник, который можно открыть, и из него польются деньги. Нет. МВФ — это, прежде всего, контроль над финансовыми, платежными, валютными процессами в стране.