Владимир Путин направляет ясный сигнал о том, что намерен расширить многогранные дипломатические усилия с целью «развернуть» Москву в сторону Азии, приняв участие в саммите стран Восточной Азии (East Asia Summit) в Сингапуре 14 и 15 ноября. Бесконечная борьба по поводу санкций отравляет отношения России как с Европой, так и с Соединенными Штатами, тогда как Азия остается наиболее перспективной ареной для российской дипломатической и коммерческой активности.
Присутствие на саммите российского президента уже само по себе примечательно, поскольку обычно Россия, ставшая в 2011 году полноправным членом саммита стран Восточной Азии, направляла на него Дмитрия Медведева. Тем не менее, открытым остается вопрос о том, означает ли это более высокое представительство укрепление позиций России в Азии.
Подобное повышенное внимание к Восточной Азии воспринимается как определенная коррекция курса Путина. Кремль в течение последней четверти века не уделял должного внимания подъему Азиатско-Тихоокеанского региона. Вместо этого Россия продолжала смотреть в сторону Европы, считая ее главным политическим и экономическим партнером после развала Советского Союза, и так продолжалось до дипломатического разрыва, вызванного аннексией Крыма.
Влиятельные российские политики и представители бизнес-сообщества сегодня воспринимают Восточную Азию — и все чаще Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — как возможность для диверсификации своих международных контактов, для переориентации с Европы на другие регионы, а также для ухода от санкций, направленных против российской экономики.
Россия раньше не уделяла этому региону должного внимания, но теперь пытается наверстать упущенное, соревнуясь с Китаем, Соединенными Штатами и Японией. Как отметил Путин в статье, опубликованной агентством «Блумберг» год назад, доля российской торговли, приходящейся на экономики участников Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЕС), увеличилась в период с 2012 года по 2017 год с 23% до 31%. А с некоторыми азиатскими странами этот рост оказался даже более значительным.
Так, например, торговый оборот с Вьетнамом, наиболее надежным региональным партнером России, достиг 5,2 миллиарда долларов в 2017 году. Это самый высокий показатель с 1991 года. Кроме того, Россия является вторым по значению иностранным инвестором во Вьетнаме, а объем вложенных инвестиций приближается к 3 миллиардам долларов. Этому росту способствует соглашение о свободной торговле, заключенное между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом, которое вступило в силу в конце 2016 года.
Агентство ТАСС в прошлом месяце сообщило, что российский авиапром также хочет предложить Индонезии пассажирские самолеты и военные вертолеты. Кроме того, Россия подписала крайне выгодное для покупателя «подарочное соглашение» (gift deal) с Филиппинами, со страной, которая все еще зависит в основном от американского оружия, и сделано это было для того, чтобы «смазать колеса» российской экспансии на местный рынок.
Подобное вторжение происходит в дополнение к уже существующим тесным связям Кремля с Индией в области безопасности. Кроме того, предпринимаемые Москвой действия показывают, что Россия получает выгоду от напряженности, существующей в районе Южно-Китайского моря. Ее стратегия проста: поддерживать тесные отношения в области обороны, заключая при этом прибыльные сделки со всеми сторонами.
Торговля оружием — одно из двух критически важных направлений для России в этом регионе. Другое направление — энергетика. Российский экспорт энергоносителей в страны АСЕАН с 2013 года вырос в пять раз. Быстрорастущие экономики стран Юго-Восточной Азии, естественно, представляют собой важные рынки для российской нефти и природного газа, однако страны АСЕАН, если говорить о более чистых видах энергетики, также являются растущими рынками для российской атомной энергетики.
Корпорация «Росатом», занимающаяся ядерной энергетикой, ведет переговоры с Индонезией и Филиппинами о строительстве атомных электростанций, а до недавнего времени существовали также планы строительства атомной электростанции во Вьетнаме. В отличие от Европы, где Москва известна использованием энергоносителей для достижения геополитического преимущества, российская энергетическая роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе воспринимается как значительно более позитивная.
Это не означает, что все страны АСЕАН непременно хотели бы установить контакт с Путиным во время его пребывания в Сингапуре или заинтересованы в этом. Так, например, в Малайзии бывшего премьер-министра Наджиба Разака (Najib Razak) сменил девяностолетний Махатхир Мохамед (Mahathir Mohamed), первые шаги которого уже привели к ослаблению связей с Китаем и с Соединенными Штатами. Так, в августе новое правительство решило отменить или отложить китайские инвестиции в размере 22,3 миллиарда долларов, а премьер-министр страны подверг критике Дональда Трампа в сентябре в ходе своего визита в Нью-Йорк. Катастрофическое интервью Махатхира Би-би-си, в котором он назвал евреев «горбоносыми» и подверг сомнению холокост, не способствовало его популярности на Западе.
Сможет ли Россия стать исключением? Пока, судя по всему, она не появилась на радаре Махатхира. Если Наджиб был искусным дипломатом, игравшем на балансе американских и китайских интересов, то Махатхир, похоже, фокусирует внимание на внутренних вопросах, в том числе на судебном преследовании своего предшественника, его семьи и его политических союзников.
Ситуация, разумеется, может измениться. Махатхир уже полстолетия занимается политикой, а его мировоззрение сфокусировано на попытках разрешить традиционный конфликт между азиатскими и западными ценностями, и это делает его весьма привлекательным для нативистской концепции самого Путина. Российское государственное новостное агентство «Спутник» объявило о планах расширить свое присутствие в Малайзии, и это говорит о том, что Москва, вероятно, все еще пытается заложить основы для более значимого сотрудничества.
В конечном счете приоритетные вопросы для Путина на саммите стран Восточной Азии, а также российские геополитические интересы в Азии в ближайшие годы будут определяться оппортунистическим подходом. Как только представится случай в период беспорядков или сокращения влияния другой державы, как это произошло с Вашингтоном на Ближнем Востоке, Кремль всегда будет готов воспользоваться этим. Азиатско-Тихоокеанский регион еще может оказать следующим местом, где Россия применит эту тактику, которая оказалась весьма эффективной даже при отсутствии долговременной стратегии.
Дмитрий Фроловский — политолог и независимый журналист, часто публикует статьи, посвященные российской внешней политике.