Жизнь дипломатов в советской Москве не отличалась роскошью.
Конечно, рядом с Красной площадью стоял ГУМ, но выбор товаров в нем был сильно ограничен. Альтернативой серому зимнему пальто было другое серое зимнее пальто. Хотя ГУМ был витриной, при помощи которой советское правительство пыталось показать, что в стране нет дефицита товаров.
Посол Индонезии в Москве мечтал о более ярком зимнем пальто и решил связаться со столицей соседней страны, то есть с Хельсинки. Связь была установлена с магазином «Стокманн» (Stockmann), который пообещал доставить дипломату пальто.
Представителям «Стокманна» пришло в голову, что, возможно, и другим иностранцам, живущим в Москве, тоже требуются зимние пальто и другие товары из западных стран. Так в начале 1950-х «Стокманн» открыл курьерскую службу для дипломатов.
Экспортная служба стала очень успешной, особенно с точки зрения пиара. Говорят, будто некоторые считали, что «Стокманн» — это название столицы Финляндии: так много посылок с надписью «Стокманн» приходило в Москву в 1950-1960-е годы.
Клиентская группа была довольно небольшой. В начале 1960-х в Москве было несколько тысяч западных сотрудников: дипломаты, журналисты и бизнесмены, которые получали доход в западной валюте и были освобождены от уплаты налогов.
«Стокманн» поставлял своим клиентам самые разные товары: новый фрак и цилиндр для посла, цветы и канапе для праздничного стола посольства, пирожные с морошковым вареньем, нарезку из оленины с маринованными огурцами и мороженое из княженики. Популярными заказами были подгузники, губная помада, игрушки, сладости, духи, средства для борьбы с насекомыми и мягкая туалетная бумага.
В 1960-м году «Стокманн» отправил за рубеж 12 тысяч посылок, большая часть которых предназначалась для Москвы.
Особым козырем «Стокманна» был высокий уровень обслуживания. Если жене дипломата требовалось новое платье для приема, в магазине могли проверить, не будет ли у кого-нибудь из приглашенных такого же. Ведь остальные гости покупали наряды в том же магазине.
На советский дипломатический рынок попытались попасть датские конкуренты, но из этого ничего не вышло. Расположение «Стокманна» было очень удобным. Покупки из «Стокманна» добирались до заказчика в поезде, курсирующим между Москвой и Хельсинки, где для них был отдельный вагон. «Стокманну» удавалось поставлять товары в Москву уже через два дня после заказа, поскольку его представители научились ловко заполнять таможенные документы.
Экспортная служба Финляндии работала таким образом: в магазине была изолированная телефонная будка, в которой принимались заказы. Будка была изолированной не из опасений возможной утечки информации, а потому, что слышимость во время телефонных разговоров с Москвой была очень плохой. Советские чиновники часто прослушивали эти разговоры
Сотрудники московских посольств в шутку называли номер телефона «Стокманна» «горячей линией».
Американская газета «Ньюсуик» (Newsweek) в 1965 году назвала статью об экспортных услугах «Стокманна» «Из Финляндии в Россию — с любовью» (From Finland to Russia with love).
«Стокманн» поставлял товары и в другие страны. Например, один клиент из США заказал для себя сто килограмм финских камней для сауны. В 1989 году «Стокманн» открыл свой первый магазин в Москве. В «Смоленском пассаже» магазин «Стокманна» появился в 1998 году.
Однако период процветания закончился, и в 2015 году «Стокманн» продал все свои магазины в России. Они были очень убыточными. В середине октября 2018 года «Стокманн» заявил о продаже своего магазина в петербургском «Невском Центре».
Магазины по-прежнему работают в России под именем «Стокманн», но больше не принадлежат концерну.
Интернет-магазины оказали влияние на популярность магазинов во всем мире, включая «Стокманн». У финнов появились долги, и им пришлось продать свои магазины и свернуть деятельность.
В прошлом году выручка концерна «Стокманн» составила миллиард евро. В общей сложности он понес убытки в 150 миллионов евро.
У концерна примерно 47 тысяч акционеров. В нем работают около семи тысяч человек.