«С испанцами лучше столкнуться в море, потому что если встретить их на суше, — помилуй нас Господь» — говорит известная цитата, якобы появившаяся во времена борьбы между испанской империей и английской монархией. Это ода военному превосходству испанских солдат. Однако морские подвиги испанского флота не были удостоены подобных похвал. При этом испанская монархия удерживалась на ногах столько веков — с 1492 по 1898 год — именно потому, что контролировала моря и располагала самыми квалифицированными моряками и самыми передовыми методами строительства кораблей.
Испания пересекла Атлантический океан и добралась до Америки. Она совершила первое кругосветное путешествие, построила Манилские галеоны, ставшие торговой и культурной вехой, и галеры, которые влегкую разбивали венецианцев или турков. Она изобрела корабль-гибрид, известный как фрегат. Она совершила такие морские подвиги, как «путешествие "Глориосо"», ее флот в Новом свете имел колоссальный успех, что обеспечивало поток драгоценных металлов из Америки в Испанию. А также она совершила великие научные («Экспедиция Маласпины», 1789-1794) и гуманитарные подвиги (экспедиция Бальмиса, 1803-1814).
Путешествие Колумба в Америку
3 августа 1492 года, после долгих лет подготовки, Христофор Колумб вышел из порта Палоса во главе каравелл «Пинты» и «Ниньи» и нао «Санта-Марии» с экипажем около девяноста человек. «Санта-Мария», изначально называвшаяся «Галисийкой», принадлежала Хуану де ла Косе, и именно на ней плыл Колумб. «Нинья», принадлежавшая семье Ниньо, и «Пинта» возглавлялись легендарными братьями Пинсон. Целью экспедиции было не открытие нового континента, а поиск безопасного пути к Тихому океану.
В начале августа 1492 года три испанских корабля прибыли на остров Гран-Канария, а затем на остров Ла Гомера, где были проведены различные ремонтные работы и последние поставки воды и провианта перед самым тяжелым участком пути. Во время этой остановки был отремонтирован штурвал на «Пинте». После того, как экспедиция взяла курс на запад, произошло несколько попыток мятежа, и на месяц воцарилось отчаяние. К 10 октября капитаны приняли решение о возвращении, если в течение трех дней они не увидят землю.
Два оставшихся корабля во главе с Колумбом отправились в обратное путешествие. Корабли разошлись, и 18 февраля 1493 года «Пинта» первой приплыла в Байонну в Галисии. Это была каравелла с прямыми парусами на фок и грот-мачтах и косыми парусами на кормовой бизань-мачте. Из всех трех кораблей «Пинта», развивавшая скорость до 12 миль в час, была, вероятно, самой быстрой. Именно она первой принесла новость о новом континенте, который позже станет известным под именем Америки. Сегодня существуют две реплики «Пинты»: одна из них в Байонне, а вторая в Палос-де-ла-Фронтера.
Первое кругосветное путешествие
20 сентября 1518 года из Санлукара-де-Баррамеды отплыл флот каравелл и каракк, состоявший из «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктории» и «Сантьяго», под руководством португальского капитана Фернандо Магеллана, который обещал Карлу V добраться до Молуккских островов в Индонезии и, тем самым, направить в Испанию поток специй. Однако только один из этих кораблей и очень немногие из экипажа, сумели достичь Индонезии и вернуться в Испанию. Таким образом, первое кругосветное путешестввие осталось в истории скорее как трагедия, чем подвиг.
27 ноября, после подавления бунтов и преодоления серьезных трудностей, пересекши пролив, который ныне зовется Магеллановым, Магеллан с оставшимися «Тринидадом», «Викторией» и «Консепсьон» оказался в неизведанном Тихом океане. Для прославленного португальца, убитого жителями Филиппин, а также для большинства из 239 членов экипажа, эти воды стали могилой. Только «Виктория» под руководством Себастьяна Элькано смогла вернуться с Молуккских островов в Испанию, обойдя мыс Доброй Надежды и португальские территории. 6 сентября 1522 года Себастьян Элькано и 17 бесстрашных моряков прибыли в Санлукар-де-Баррамеда.
Помимо того, что водоизмещение «Виктории» составляло 85 тонн, а экипаж состоял из 45 человек, мало что достоверно известно об этой каракке. Сейчас совершенно невозможно понять, как этот маленький корабль смог обойти земной шар. Под конец древесина корабля оказалась изъедена и побита выпавшими на его долю злоключениями, паруса были залатаны, а многие члены экипажа лежали, подкошенные различными болезнями.
Галера «Реаль» при Лепанто
Галеры, прямые наследницы римских трирем, на протяжении веков оставались владыками Средиземного моря, ведь благодаря веслам они не зависели от своевольных ветров в этих водах. Когда две галеры сходились в поединке, они сначала пытались протаранить друг друга, а затем, если обе оставались целы, они сходились и палубы превращались в единое поле боя, где воины сражалась часами.
В борьбе между Османской и Испанской империями за контроль над Средиземным морем галеры были, бесспорно, главными действующими лицами. В битве при Лепанто, великом столкновении XVI-го века, участвовали сотни галер. Силам Священной лиги, состоявшим из флота в 200 галер, 100 транспортных судов и 50 000 солдат (большинство из которых были испанцами или наемниками Филиппа II), противостояли мусульмане, располагавшие 208 галерами, 66 галеотами и около 25 тысячами солдат, включая 2500 янычар, вооруженных аркебузами.
Несмотря на то, что христианские галеры, как правило, представляются нам однородной силой, на самом деле проворные венецианские корабли имели мало общего с новыми испанскими галерами. Испанские, или «западные», галеры были шире, что снижало их скорость и маневренность, но увеличивало их выносливость и позволяло лучше устанавливать пушки. Поэтому они превосходили в бою «восточные» галеры.
Из них «Реаль», командиром которой был дон Хуан Австрийский, была особенно больших размеров даже по меркам христианского флота. Ее участие в бою не ограничивалось контролем тылом. В ходе абордажного этапа битвы при Лепанто «Реаль» оказалась в эпицентре событий, с несколькими турецкими кораблями на хвосте. «Султана» атаковала «Реаль» с такой мощью, что таран проник до четвертой скамьи. «Реаль», снявшая таран перед битвой, чтобы повысить свою огневую мощь, ответила пятью пушечными залпами с носа. Немногие галеоны той эпохи могли похвастаться такими артиллерийскими характеристиками.
После первого столкновения дон Хуан Австрийский и Али-паша, командир с турецкой стороны, уже готовы были скрестить шпаги. Этому помешал очень удачный огонь папского посланника Марко Антонио Колонна и появление Альваро де Басана.
Помимо своих превосходных боевых характеристик, галера дона Хуана Австрийского была роскошно украшена и раскрашена в красный и золотой цвета. На корме имелись многочисленные скульптуры, барельефы и другие украшения, многие из которых, выполненные Хуаном де Маль Лара, были на религиозную тематику. В 1971 году, в честь 400-летнего юбилея битвы, в Морском музее Барселоны «Реаль» была воссоздана.
«Сан-Мартин» и Непобедимая армада
Во время завоевания Португалии Филиппом II в портах Лиссабона испанцы встретились с великолепным флотом, состоявшим из каррак. Все эти новехонькие корабли имели водоизмещение от 700 до 1000 тонн. За приспособление коммерческих судов к военным потребностям Испании отвечал дон Альваро де Басан, лучший испанский адмирал XVI века. Когда последние повстанцы, боровшиеся против власти Филиппа II, сплотились на Азорских островах, он при помощи этого нового флота завоевал архипелаг. Отправляясь в неизведанную Атлантику, дон Альваро де Басан назвал свой корабль «Сан-Мартин» и окружил его 25 галеонами.
Флоту Басана противостояло 64 корабля под командованием Филиппа ди Пьеро Строцци, флорентийского адмирала на службе Франции и португальских повстанцев. 26 июля 1582 года оба флота сошлись. Битва при Терсейрас началась с того, что внезапная перемена ветра застала врасплох галеон «Сан-Матео».
Он пострадал от многочисленных абордажей, получил удары от более 500 снарядов, двадцать раз его пытались поджечь. Тем не менее, после двух героических часов пришло подкрепление во главе с «Сан-Мартином», и битва стала развиваться по такому сценарию, который Строцци всеми силами хотел избежать: рукопашная схватка на десятках кораблей в стиле битвы при Лепанто. Когда экипаж «Сан-Мартина» ступил на палубу вражеского корабля, он обнаружил 400 убитых и умирающих, среди них Строцци, чье тело было выброшено за борт.
Успех привел испанцев к мысли о том, что вторжение на Британские острова вполне могло быть реализовано даже при помощи средств того времени. Басан занялся подготовкой Великой и славнейшей армады, однако после его преждевременной кончины командование перешло к Медине-Сидонии, который также отправился на «Сан-Мартине». Этот благородный кастилец руководил английской кампанией с застенчивостью и, следуя приказам короля, избегал вступать в бой с англичанами. Испанцы провели только один крупный прямой бой в этой кампании с англичанами — битву при Гравлине.
Ранним утром 8 августа 1588 года испанская армада была атакована восемью брандерами (предназначенными для поджигания вражеских кораблей). Тогда впервые был нарушен приказ, и в момент паники некоторые капитаны подняли якоря, чтобы как можно скорее покинуть Кале.
Погибших кораблей было около 35 штук из тех 130, которые составляли Непобедимую армаду. Из этих кораблей, лучше всего выдержавших проход вдоль Ирландии, выделяются 18 испанских галеонов, из которых у Ирландии был потерян только один, «Сан-Маркос». При этом «Сан-Мартин» был разобран сразу по прибытии в Испанию, а еще некоторые пали при Гравлине. Однако в целом корабли, предназначенные для сражений в Атлантике, остались почти невредимы.
Одиссея «Глориосо»
Так называемое «путешествие "Глориосо"» — один из тех эпизодов, которые хранятся в самых потаенных уголках британских архивов. 70-пушечный корабль, прозванный «Глориосо», был построен в 1740 году в Гаване под именем «Сан-Игнасио-де-Лойола». Он предназначался для преследования корсаров. Корабль был большим и сильным, с хорошим боевым оснащением и готовый к суровой Атлантике.
Через семь лет после спуска на воду, он сумел избежать английских шпионов и отплыть из Америки в одиссею, рядом с которой бледнеет история самого Гомера. В рамках все той же войны, в которой британцы подверглись унижению в Картахене-де-Индиас, «Глориосо» стал главным дейсствующим лицом в одном из самых запоминающихся боев испанского королевского флота под командованием сначала капитана дона Педро Мессии-де-ла-Серда, затем маркиза де ла Вега-де-Армихо, чьим помощником был капитан дон Хосе де Рохас-Реканьо.
Нагруженный четырьмя миллионами песо в серебряных монетах корабль был атакован 25 июля 1747 года на широте Азорских островов. Перед ним оказались 10 вражеских кораблей, три из которых были военными: 60-пушечный «Уорвик», 40-пушечный фрегат «Ларк» и 20-пушечная бригантина. Она-то, воспользовавшись своей скоростью, и обошла «Глориосо» с тыла и начала обстрел. Для фрегата встреча оказалась катастрофической: в ту ночь он вынужден был отступить с серьезными повреждениями корпуса и снастей. В два часа ночи «Уорвик» вступил в перестрелку с испанским кораблем, и через час залп «Глориосо» сбил главную мачту английского судна, который тоже вынужден был отступить.
После починки некоторых повреждений на ходу «Глориосо» продолжил путь и уже недалеко от Кабо Финистерре встретился с 50-пушечным «Оксфордом», 24-пушечным фрегатом «Шорхам» и 14-пушечным корветом «Фалькон». Испанский корабль дал решительный отпор, правда, потеряв бушприт (балка, выступающая вперед с носа судна). Через два дня он выполнил свою миссию, бросив якорь в Ла-Корунье и выгрузив сокровища.
Так и не починив самые серьезные повреждения, «Глориосо» отправился с севера в Кадис. Тем не менее, во второй половине дня 17 октября он был снова атакован у мыса Сан-Висенте четырьмя корсарскими фрегатами во главе с коммодором Джорджем Уолкером. Главный корабль короля Джорджа вступил в бой с испанским кораблем и потерял свою главную мачту в перестрелке. Худшая участь ожидала 50-пушечный «Дармут», который оказал подмогу коммодору: он взлетел на воздух.
Необходимо было вмешательство третьего английского корабля, 80-пушечного «Рассела», и трех фрегатов, чтобы «Глориосо», уже без мачт, наконец сдался. В общей сложности в трех последовательных боях погибло 33 человека и 130 было ранено. После поражения он был разобран в Лиссабоне англичанами, которые не могли не восхищаться смелостью его команды.
«Сантисима-Тринидад»: от Кубы до Трафальгара
«Сантисима-Тринидад» — один из самых известных кораблей в истории Испании, названный в романе Переса Гальдоса «Эскориалом морей». Этот гигант был спущен в кубинских водах в 1769 году после 2 лет строительства, на которое ушло 40 тысяч дукатов. Тем не менее, впоследствии он претерпел различные изменения на верфях Феррола и Кадиса и стал единственным четырехдечным кораблем в мире, хотя устойчивость его по-прежнему оставляла желать лучшего.
За 36 лет службы «Сантисима-Тринидад» пережила столько же побед, сколько и поражений. В рамках испанской поддержки 13 североамериканских колоний корабль участвовал в операциях в Ла-Манше и в захвате английского конвоя из 55 кораблей. В 1782 году он был включен в состав Средиземноморской эскадры и участвовал в бою у мыса Спартель, где адмирал Луис де Кордова использовал огромный корабль в качестве флагмана.
В сражении при Сент-Винсенте (1797 год), где 15 английских линейных кораблей столкнулись с 24 испанскими, он чуть не сдался в плен или не отправился на дно, однако был спасен кораблем «Инфанте дон Пелайо» под командованием капитана Кайетано Вальдеса. Целых пять английских кораблей стреляли по «Сантисиме-Тринидад», которая, хотя и нанесла серьезные повреждения своим врагам, но так и не смогла отбить их.
Помимо своего размера, «Сантисима-Тринидад» известна трагическим концом в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года. По приказу командира эскадрильи Бальтасара Идальго-де-Сиснероса, с Франсиско Хавьером де Уриарте-и-Борхой в качестве капитана, четырехдечный корабль одновременно сражался против ни много ни мало семи английских кораблей, и только тогда его смогли сломить. Будучи в центре французско-испанской эскадры, «Сантисима-Тринидад» вступила в прямой бой с «Викторией» Нельсона.
Сиснеросу удалось не только нанести значительный ущерб кораблю Нельсона, но и с самого начала сорвать план британца по обходу коалиции. Учитывая тактическую нерасторопность французов, Нельсон в итоге победил французский «Бюсентор», а заодно «Сантисиму-Тринидад» и «Грозного».
На палубах «Сантисимы-Тринидад» погибло около 200 моряков. Англичане приложили все усилия, чтобы спасти корабль и отвезти его в английский порт Гибралтар, отбуксировав его фрегатами «Наядой» и «Фебом». Тем не менее он, в конце концов, потонул три дня спустя после боя в 25 — 28 милях к югу от Кадиса.
Экспедиция Маласпины
В XVIII веке из Франции и Великобритании отпралялось множество научных экспедиций в поисках неизведанного. Однако политическая ситуация в Испании и условия Утрехтского договора заставили Филиппа V и его преемников сосредоточиться на более неотложных вопросах. Только в правление Карла III начали снаряжаться научные экспедиции, целью которых была разведка границ и исследование разнообразия Испанской империи. Тогда и появился подходящий для такой работы герой.
Родом из Италии, прошедший через испанский Королевский флот, Алессандро Маласпина был одним из лучших представителей поколения образованных моряков, врачей, математиков, исследователей, которые служили на благо страны военными подвигами и научными достижениями. В сентябре 1788 года Маласпина и его товарищ Хосе де Бустаманте-и-Герра предложили Карлу III научную экспедицию по Америке и Азии. Через месяц они получили разрешение и приступили к работе. Среди офицеров экспедиции были такие просвещенный люди, как Алькала Галиано, Кайетано Вальдес и Хуан Гутьеррес, а также команда ученых, состоявшая из французского ботаника Луи Не и лейтенанта Антонио Пинеда-и-Рамиреса из Королевской гвардии.
Весь экипаж из более чем двухсот человек отправился в Америку на двух корветах, «Отваге» и «Открытии», названных в честь кораблей Джеймса Кука. Эти два шлюпа были построены одновременно в Арсенале-де-ла-Карраса в 1789 году инженером Томасом Муньосом из отборной древесины, с применением меди в корпусе для увеличения устойчивости к различным климатическим условиям. Помимо пушек, на них были громоотводы, библиотека, лаборатория и научный инвентарь.
Через океан они перебрались к 30 июля 1789 года, а в сентябре отправились из Монтевидео в пятилетнее путешествие, в ходе которого они обогнули мыс Горн, побывали в Кальяо, Лиме, а затем и на дальнем севере у Аляски, в поисках мифического северо-западного пути. А потом они взяли курс на Филиппины и азиатское побережье. К концу своего путешествия экспедиция Маласпины и Бустаманте собрала огромное количество данных о биологических видах и минералах, результаты всевозможных научных наблюдений, а также составила семьдесят новых морских карт.
По возвращении в Кадис 21 сентября 1794 года Мануэлю Годою, влиятельному лицу нового правления, были представлены отчеты, сопровождавшиеся политическими замечаниями. Учитывая политическую ситуацию того времени, Годой счел публикацию отчетов нецелесообразной. Находясь во враждебных отношениях с генералиссимусом Карла IV, Маласпина принял участие в заговоре против Мануэля Годоя, что привело к его аресту 23 ноября. Маласпина был приговорен к десяти годам тюремного заключения в замке Сан-Антон-Де-Ла-Корунья, где он писал эссе об эстетике, экономике и литературе.
«Дон Пелайо» — первый линкор
«Дон Пелайо», с 45-сантиметровой броней, был уникален в своем роде. Первый и последний броненосец испанского флота XIX века сошел с французской верфи 9 сентября 1888 года (его назвали в честь Богоматери Ковадонги, которая чествуется в этот день). Не раз для улучшения его характеристик в конструкцию вносились изменения.
В ходе Испано-Американской войны 1898 года «Дон Пелайо» переплыл Атлантический океан, чтобы вместе с другими судами защищать Кубу и Филиппины. В отличие от устаревших кораблей Армады, этот линкор действительно внушал ужас американским капитанам. Однако флот, отправленный Испанией для защиты своих последних колоний, так и не вступил в игру.
Британцы, которые хотели избежать военных действий на своих границах, при помощи дипломатических маневров и закрытия портов задержали прибытие подкрепления. Флот, который должен был возглавить контратаку, был задержан в Суэцком канале на неопределенный срок, в то время как отряд адмирала Серверы был разгромлен в водах Сантьяго-де-Куба. Таким образом, испанская общественность всегда подозревала, что отсутствие лучших кораблей Армады на Кубе и Филиппинах, включая «Дона Пелайо», скорее было связано с тем, что война повлекла за собой контролируемое отделение колоний, которые, по мнению правительства, невозможно было защитить.
После своего позорного участия в Испано-Американской войне 1898 года «Дон Пелайо» вернулся во Францию на необходимый ремонт. Он так и не пустил в ход свою артиллерию в 1898-м, однако в ходе Мелильской кампании 1909 года и на марокканском побережье он сумел себя показать. В 1913 году новый линкор, названный «Испанией», заменил «Дона Пелайо» на его посту флагмана испанского флота. «Дона Пелайо» был списан из Военно-Морского Флота только 1 августа 1924 года и через два года отправился в порт Роттердама на разборку.