В высказываниях публицистов, а также оппозиционных политиков часто звучат опасения, что польское правительство может совершить разворот в сторону Москвы. Однако такое развитие событий кажется весьма маловероятным, поскольку большинство поляков относится к России негативно, а между нашими странами существуют многочисленные реальные конфликты. Разворот можно будет осуществить лишь тогда, когда большую часть из них удастся преодолеть, а это требует наличия политической воли со стороны Москвы. Между тем все указывает на то, что она не заинтересована в таком развитии событий и вовсе не мечтает о пророссийском развороте Варшавы.
Польша уже не угрожает тому, что Кремль считает самым важным, то есть стабильности российской сферы влияния. Кроме того из-за спора на тему реформы системы правосудия, позиция правительства партии «Право и справедливость» (PiS) в ЕС ослабла, что ограничило возможности Варшавы в сфере формирования европейской политики в отношении Москвы.
В итоге Россия перестала считать Польшу важным игроком. Это, однако, не означает, что наша страна полностью «исчезла с радаров» Кремля. Перестав быть партнером Москвы, она осталась объектом ее действий, превратившись в первую очередь в инструмент антиевропейской, антидемократической и антиукраинской стратегии России. Кремлю для достижения его целей вовсе не нужны дружественные жесты, напротив, его полностью устраивает такая Варшава, которая занимает русофобскую позицию и конфликтует с Берлином, Парижем, Брюсселем и Киевом.
Однако Россия слишком важная страна, чтобы мы могли позволить себе предаваться иллюзиям и пребывать в бессильной изоляции. При этом необходимость изменить курс политики в отношении Москвы (вернее, начать вести какую-то политику) вовсе не означает, что мы должны завязать с Путиным циничное сотрудничество.
Силы США в Польше: больше не всегда значит лучше
В первую очередь следует отказаться от одномерной политики, в которой стратегия безопасности сводится к личным контактам с Трампом и концентрации на количественном аспекте американского военного присутствия в Польше. Следует допустить возможность, что утверждение «наращивание военного контингента повышает уровень безопасности», в некоторых случаях может оказаться неверным. Важнее всего то, чтобы Вашингтон продолжал поддерживать нас в долгосрочной перспективе. Это станет возможным, только если мы будем вести сотрудничество в рамках натовских структур и трансатлантического сообщества, а также сделаем его опорой крепкие связи с европейскими союзниками.
Возникновение конфликтов между Европой и США не означает, что Польше нужно делать выбор. Игнорируя европейских партнеров, Варшава не только отталкивает от себя союзников, но и обрекает себя на практически вассальные отношения с Вашингтоном. Кроме того, нам следует не только говорить о вооружениях, но и принимать участие в дискуссиях на тему защиты мира. Варшаве нужно активно подключиться к процессу выработки новых инициатив по разоружению, таких, как та, которую предложил недавно немецкий министр иностранных дел в ответ на выход США из договора о РСМД.
Следует разговаривать и с Киевом, и с Москвой
Чрезвычайно важно также нормализовать отношения с Украиной, в том числе возобновить визиты на высшем уровне. Неверно думать, что трения в контактах с Киевом не накладывают отпечаток на эффективность нашей политики безопасности в контексте России. Как мы сможем уговорить итальянцев или испанцев в том, что нужно поддержать украинцев, если мы сами с ними конфликтуем, а польский премьер и президент не бывали в Киеве уже больше двух лет? Отсутствие взаимных визитов на уровне лидеров государств также бросает тень на имидж Польши как страны, обладающей какими-то особыми знаниями в сфере безопасности на восточном фланге НАТО. И, наконец, продолжающиеся в последние три года споры с Украиной подрывают доверие между нашими странами, а это облегчает России проведение операций, нацеленных на то, чтобы оторвать украинское государство от Польши и Европы.
Варшаве следует сохранить также хотя бы минимальный набор инструментов коммуникации с Москвой. Считать, что поддерживать контакты не имеет смысла, поскольку с их помощью мы все равно ничего не добьемся, недальновидно. В первую очередь, способность вести диалог с россиянами позволит укрепить доверие к нам западных партнеров, которые в нынешние тяжелые времена особенно болезненно относятся к бессмысленной эскалации напряженности и ориентируются на выстраивание прагматичных отношений с Кремлем. Кроме того, в будущем может сложиться такая ситуация, что мы захотим (или будем вынуждены) обсудить что-то с россиянами. Официальные и личные связи очень легко разрушить и очень сложно выстроить заново.
Следует предпринять попытку восстановить контакты хотя бы на низшем уровне и обратиться к тем формам сотрудничества, которые уже существуют. В частности, было бы желательно попытаться заново запустить программу малого приграничного передвижения. Безусловно нужно отказаться также от обличения выпускников Московского государственного института международных отношений в дипломатических кругах, поскольку это внедряет порочную практику «дискриминации» дипломатов из-за их образования, ограничивает возможности польской дипломатии на восточном направлении и отталкивает представителей молодого поколения от такого рода специализаций.
Нельзя забывать о торговле
Польша критически относится к режиму Владимира Путина, но это вовсе не означает, что нам нельзя извлекать пользу из соседства с Россией. Российский рынок благодаря своему размеру и географическому положению может дать нам возможности для взаимовыгодного сотрудничества, поэтому Варшаве следует увеличить количество своих торговых представительств (до 2017 года их было три, сейчас осталось всего одно).
![Газовый терминал в Польше Газовый терминал в Польше](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24015/25/240152592_0:0:3076:2048_600x0_80_0_0_10b6cf6b4e1679ac99fb7fedb152a95b.jpg)
Как защититься от троллей Путина
И, наконец, польскому руководству следует заняться темой российского вмешательства в нашу политику. В контексте истории с прослушкой (в 2014 году были обнародованы незаконно сделанные записи разговоров высших польских должностных лиц, — прим.пер.) самым удачным решением кажется создание в Сейме специальной комиссии по расследованию, тем более что с таким предложением уже неоднократно выступали публицисты и эксперты. Самое важное, чтобы состав этой комиссии был максимально уравновешенным в политическом плане: например, возглавить ее мог бы человек, не связанный ни с одной из самых крупных, а одновременно замешанных в этом скандале польских политических партий, то есть с «Гражданской платформой» (PO) и «Правом и справедливостью».
Первым делом следует, однако, создать в канцелярии премьер-министра отдел, чья задача будет состоять в координации шагов, направленных на противодействие информационной агрессии. Правительство объявило о намерении заняться этим уже несколько месяцев назад, но до сих пор ничего не сделало. Также нужно разработать стратегию, в рамках которой появятся четкие процедуры реагирования на российские провокации. Это позволит избежать ситуаций, когда государственные органы не только не предупреждают о разного рода манипуляциях, но и сами на них поддаются. Факт существования такой стратегии следует придать широкой огласке, ведь зная, что у нас есть соответствующие механизмы, общество и государственные структуры разных уровней будут способны лучше сопротивляться информационным атакам.
Также необходимо разработать механизмы защиты критической инфраструктуры и избирательного процесса. В 2019 году в Польше пройдут выборы в Европарламент, а также в Сейм и Сенат. Перед выборами нужно будет, в частности, провести тренинги для политиков и избирательных штабов. Здесь целесообразно обратиться к опыту других стран, которые уже внедрили такие механизмы, и заручиться поддержкой ЕС и НАТО, которые занимаются программами, призванными помочь членам этих организаций защитить себя от кибератак.
Важным элементом защиты от российских влияний выступает также укрепление репутации польского государства в международных отношениях. Конфликт с Брюсселем, к сожалению, не способствует улучшению имиджа Польши. На этом фоне в особенности следует воздержаться от легкомысленного злоупотребления европейскими защитными механизмами, какое мы наблюдали, когда Варшава внесла в черный список Шенгенской информационной системы и депортировала из нашей страны Людмилу Козловскую — гражданку Украины и супругу гражданина Польши.
Политика Варшавы радует Москву
Польша не воспринимает всерьез своего самого большого соседа и главного соперника. Враждебное отношение к Москве и стремление ее изолировать, мешает нам заниматься реальной политикой, которая бы позволяла продвигать наши интересы и выступала адекватным ответом на угрозы. Нам нужно не шумно выражать свое негодование, а выстраивать конструктивную реалистичную стратегию, вписанную в политику ЕС и НАТО в сфере безопасности, поставок газа, двусторонних отношений и контактов с Украиной. Прежде всего нам следует не зрелищно «размахивать шашкой», рассуждая о гипотетических военных конфликтах, а эффективно противостоять реальной российской агрессии, с которой мы имеем дело сейчас. Самое худшее — это лицемерие, когда, с одной стороны, мы относимся к России враждебно, а с другой — игнорируем ее недружественные акции.
Пора признать, что наша враждебность не вредит Москве, а наоборот, зачастую оказывается ей выгодна. Кремлю вовсе не нужно, чтобы Варшава совершила пророссийский поворот: Польша с антироссийскими лозунгами на устах уже отвечает практически всем его потребностям.
* Статья написана на основе доклада Катажины Пелчинской-Наленч «Польша и Россия: радикализм без политики» для Фонда имени Стефана Батория.