Вселенский патриарх Варфоломей подписал томос для Поместной церкви Украины. Текст в украинском переводе опубликовал на своей странице в Twitter посол Украины в Турции Андрей Сибиха.
Судя по тексту, есть хорошие новости и плохие. Хорошая новость в том, что Украина действительно получила автокефалию — Поместная церковь, наследница Киевского патриархата — теперь признана, по крайней мере, Вселенским патриархатом, то есть, самой влиятельной православной церковью.
Правда, есть парадокс. Поместную церковь Вселенский патриарх называет Святейшей Церковью Украины — название вряд ли приживется, потому что аббревиатура получается СЦУ. Что конечно же несущественная деталь.
Теперь плохие новости: собственно автокефалии, то есть, самоуправления, новая Поместная церковь получила мало. Украинского патриарха, судя по тексту томоса, не будет. Также Поместная церковь лишена права создавать парафии за границей, а это значит, что украинцы — как заробитчане, так и представители диаспоры — не смогут посещать ее вдали от дома.
Заграничные приходы бывших УАПЦ и УПЦ-КП перейдут в прямое подчинение Константинопольскому патриархату. Для церкви — это потеря не только имиджевая, но и финансовая, поскольку диаспора собирала значительные пожертвования. В тексте томоса по этому поводу говорится: «Святейшая церковь Украины», как таковая, что своей кафедрой имеет исторический город Киев, не может ставить епископов или создавать парафии за границами государства, уже существующие теперь подчиняются, в соответствии с порядком, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой церкви ограничивается территорией Украинского Государства«.
Кроме того, Константинопольский патриархат предоставил себе права жесткого контроля за решениями Поместной церкви. Причем, реализуется это сразу через несколько механизмов.
Так, хотя права на принятия внутренних решений принадлежат митрополиту Киевскому и Священному Синоду ПЦУ, Вселенский патриархат назначил себя апелляционной инстанцией, в которую могут обращаться любые священники ПЦУ, несогласные с решением руководства автокефальной церкви. Причем, решения Вселенского патриарха по отношению к автокефальной церкви обжалованию не подлежат. «Сохраняется право всех архиереев и другого духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства», — записано в томосе. Фактически это означает, что любое решение ПЦУ Вселенский патриарх может отменить — и всего лишь для этого потребуется, чтобы один из священников направил ему жалобу.
Второй механизм в том, что Киевский митрополит обязан согласовывать с Вселенским патриархом свои решения, о чем также имеется неконкретная (и потому удобная Фанару) запись в томосе. «Для решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и Всея Украины, от имени Священного Синода своей церкви обращаться к нашему Святейшему Патриаршему и Вселенскому Престолу, желая от него авторитетного мнения и твердого взаимопонимания, причем права Вселенского Престола на Экзархат в Украине и священные ставропигии остаются неуменьшенными», — говорится в документе. Какие именно вопросы являются «значительными» — не уточняется. И это по сути позволяет Вселенскому патириархату вмешиваться в любые вопросы.
Получается, автокефалия Поместной церкви Украины значительно уже, чем автокефалия Украинской православной церкви от Московского патриархата. Так, предстоятель УПЦ — митрополит Киевский автоматически входит в Священный Синод Русской православной церкви, то есть, может влиять на решения вышестоящей по отношению к УПЦ инстанции «изнутри», тогда как в томосе для ПЦУ ничего подобного не значится. Также Московская патриархия не претендует на право оспаривать решения Священного Синода УПЦ или Киевского митрополита. Предстоятель УПЦ МП избирается пожизненно епископатом УПЦ — а вовсе не «назначается из Москвы», как заявляли некоторые политики. Также и право суда над предстоятелем УПЦ отдано не Московской патриархии, а Собору епископов УПЦ.
Во всем этом есть существенный парадокс. Движение за создание ПЦУ начиналось именно с того, чтобы получить «по-настоящему независимую церковь». В итоге вышло с точностью до наоборот. Зависимость новой церкви от Стамбула гораздо больше, чем УПЦ — от Москвы.
Впрочем, для «отцов-основателей» новой церкви — это несущественный момент. Например, Петр Порошенко, приложивший массу усилий для реализации проекта ПЦУ, должен быть полностью удовлетворен. В тексте томоса для новой церкви вписана его фамилия. В самом конце документа значится: «Выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный в Кодексе нашей Великой Христовой Константинопольской Церкви, врученный в точной и идентичной копии Блаженнейшему Предстоятелю Святейшей Церкви Украины Епифанию и Его Высокопревосходительству Президенту страны пану Петру Порошенко, для вечного и постоянного представления».
Еще один нюанс. Пока что ПЦУ остается непризнанной церковью в православном мире. Ее признала лишь Константинопольская церковь — но она «первая среди равных». Это означает, что с получения томоса начнется процесс признания новой церкви ее «сестрами» — и он может растянуться на десятилетия. Хотя стоит отметить, что авторитет Вселенского патриархата достаточно высок, и следует ждать, что в ближайшее время будут признания и со стороны других церквей. Тем не менее, будут и заминки. Не говоря даже о Русской православной церкви, проблемы с признанием вероятны у Антиохийского и Иерусалимского патриархатов (две из четырех «основных» православных церкви), что, впрочем, для простого верующего конечно же особого значения не имеет.
А вот что имеет значение, так это политические последствия томоса. Президент Украины получил, что хотел — и теперь постарается вписать томос в свою предвыборную кампанию. Если говорить начистоту, то степень зависимости новой церкви от Константинополя будет мешать даже не ему — а скорее его технологам, поскольку будет проблематично интерпретировать случившееся, как «величайшее достижение»: нет ни патриарха, ни реального самоуправления; с учетом истории с иностранными приходами, новая церковь больше потеряла, чем приобрела. Однако все можно вывернуть и в «правильном русле».
Второй политический аспект, вытекающий из первого, в том, что сейчас открыта дорога для захвата храмов и приходов Украинской православной церкви — и насильственного их перевода в новую религиозную структуру. Вопрос даже не в том, инициирует ли президент обострение религиозного противостояния. Вопрос в том, сумеет ли он его остановить. Ведь в случае жесткого противостояния между разными православными церквями, все свои баллы в глазах избирателя он может моментально растерять.
Ну, и наконец, интересно понять, как усилия главы государства скажутся на его рейтинге, который сейчас далек от идеального. Ответ на этот вопрос можно будет узнать примерно через месяц, когда будут готовы очередные замеры социологов. Тогда и станет понятно, что именно получил глава государства — путевку на второй срок или сувенир — в виде винтажного свитка, куда на греческом языке вписана фамилия Порошенко.