Страны Латинской Америки и Карибского бассейна являются регионом, в котором за последнее десятилетие практически не удалось улучшить ситуацию в том, что касается ранних беременностей. Каждая третья латиноамериканка становится матерью, будучи моложе 20 лет, а количество беременных в возрасте от 15 до 19 лет выше только в Африке южнее Сахары. Несмотря на то, что контроль за юношескими беременностями является одной из приоритетных задач молодежной политики, поддерживаемой значительными инвестициями, Латинской Америке не удалось остановить тенденцию, представляющую высокий риск для здоровья матерей и новорожденных и подразумевающую значительные альтернативные издержки и финансовые траты для страны, юных мам и их семей.
Беременность у подростков — это феномен, тесно связанный с их уязвимым положением, которое усугубляется в условиях экономического неравенства. В большей степени это касается стран со средним и низким уровнем дохода населения, где вероятность наступления беременности у девушек от 15 до 19 лет в четыре раза выше, чем в странах с высоким уровнем доходов. С точки зрения государственной политики эта ситуация воспроизводит схему передачи бедности из поколения в поколение: многие девочки-подростки, забеременев, бросают школу, что впоследствии не позволяет им быть конкурентоспособными на рынке труда. Кроме того, это весьма обременительно с точки зрения финансовых затрат, поскольку предполагает нагрузку для систем здравоохранения и социальной защиты и одновременно потерю доходов, которые могла бы принести экономике страны трудовая деятельность женщины.
Не существует общего рецепта для предотвращения ранних беременностей. В последние годы в странах Латинской Америки и Карибского бассейна были запущены многочисленные проекты, программы и планы, действие которых направлено на известные факторы риска, связанные с этим явлением. В недавней публикации Межамериканского банка развития (МБР) они подробно проанализированы с целью облегчить разработку государственной политики в этой области и понять, как повысить эффективность профилактических кампаний.
Другое направление — это подключение правозащитных подходов, что позволяет охватить более широкий спектр факторов, таких как социальное, институциональное и экономическое окружение подростков с вовлечением таких ключевых коллективов как семья, школа и общество. Именно этот подход используется образовательной реформой в Чили и мексиканской программой Прогресс/Возможности/Процветание. Защитники метода считают, что истинная причина ранних беременностей — это бедность, гендерное неравенство, дискриминация, недостаточный доступ к услугам и негативное отношение к девочкам и женщинам. Предпринимаемые ими действия призваны создать институциональное и социокультурное пространство, в котором бы уважались фундаментальные права девочек и девушек.
И, наконец, интегрированные программы включают в себя деятельность по половому просвещению и правозащитные подходы. В настоящее время все более укореняется мнение о том, что подростковые беременности в регионе — это сложное явление, с которым можно бороться только комплексно (одновременно по нескольким взаимодополняющим направлениям), глобально (с вовлечением правительственных структур, гражданского общества и бизнес-сообщества) и на разных уровнях одновременно (местном, областном, государственном и общенациональном). Именно так действуют программы «Береги себя: занимайся здоровьем» (Мексика), «Молодежь и работа» (Доминиканская республика).
Несмотря на все эти инициативы, показатели подростковой беременности в странах Латинской Америки и Карибского бассейна не продемонстрировали тенденции к снижению, как в большинстве стран мира. Ссылаясь на сложность картины, авторы исследования МБР настаивают на необходимости проведения предварительного мониторинга в каждой конкретной ситуации и каждой конкретной стране с учетом особенностей ее законодательной, институционной и финансовой базы. Они рекомендуют также, чтобы государственная политика в этой области проводилась комплексно и с учетом заключений, полученных на основе реально собранных данных, чтобы принимаемые меры предлагали качественные услуги целенаправленно для возрастной группы от 10 до 19 лет, чтобы вовлекались разные уязвимые группы населения и поощрялось участие подростков в профилактических кампаниях.
Существуют медицинские, экономические и социальные методы стимуляции для борьбы с подростковыми беременностями. Это непростая задача и нет одного решения для всех случаев. Но кажется, что хороший путь — сочетать адекватную информацию с мерами, распространяющимися на все сферы жизнедеятельности молодых людей. Только так можно побороть проблему, которая касается не только отдельных людей, но и общества в целом.