Бразилия является страной большого международного значения вне зависимости от того, кто ею управляет, из-за ее демографии, территории, культурного разнообразия, энергетического потенциала и природных богатств, а также других факторов, не зависимых от политико-экономической ориентации государственных лидеров. Бразилия всегда будет представлять интерес для любого аналитика или правительства, занимающегося разработкой своей внешней политики.
К сожалению, кризис многосторонности мы наблюдаем уже давно. К примеру, первостепенные мультилатеральные организации, такие как ООН и ВТО, сегодня считаются ослабленными ввиду возвышения односторонних инициатив и тематических стратегических партнерств, которые возникают в кулуарах многостороннего форума. При этом сама система переживает «экзистенциальный кризис».
Такой сценарий придает особую важность сотрудничеству между отдельными странами и в случае Бразилии делает группу БРИКС еще более значимой для ее внешней политики. В совокупности страны-члены БРИКС занимают около 25% территории суши, в них проживают более 40% населения планеты. Кроме того, все они являются бесспорными лидерами в своих регионах, не говоря уже о Китае, который стал второй по величине экономикой в мире и в настоящее время является основным торговым партнером Бразилии. Ко всему прочему, Китай контролирует около 10% производства энергии в Бразилии (по этому поводу президент Жаир Болсонару (Jair Bolsonaro) выразил особую озабоченность). Поэтому кажется очевидным, что расширение возможностей группы стран такого масштаба всегда должно быть в числе приоритетов правительства Бразилии.
Постоянно меняющаяся среда, в которой живет сегодня страна (хотя эти изменения значимы, они не столь радикальны), должна создавать новые перспективы для партнерских отношений Бразилии в рамках блока БРИКС. И если в подходе к таким перспективам руководствоваться никогда не лишним прагматизмом, новое правительство может ими очень удачно воспользоваться. Более того, начиная со следующего саммита БРИКС, который должен состояться 13 и 14 ноября 2019 года в Бразилиа, председательство в блоке перейдет к Бразилии.
Другим важным моментом, который нынешнее правительство должно учитывать в этом году, является тот факт, что в 2020 году Бразилия назначит следующего президента Нового банка развития (финансового учреждения, связанного с БРИКС и известного как НБР). Президентство в финансовом учреждении такого масштаба, основное направление которого — инвестирование в крупные инфраструктурные проекты и устойчивое развитие в развивающихся странах (НБР предусматривает участие в проектах за рамками пяти стран-учредителей блока), это не только большая ответственность, возлагаемая на страну, но и ценнейшая возможность продемонстрировать нашу способность добиваться отличных результатов, занимая руководящие должности, которые имеют большое значение в международных институтах, в том числе и тех, где мы боремся за более обширное участие. Речь идет о МВФ и Совете Безопасности ООН.
Очевидно, что развитие двусторонних отношений с другими важными партнерами Бразилии, такими как Европейский союз и США, крайне желательно, и эту инициативу нового правительства можно только приветствовать. Однако к этим переговорам нам следует подходить с известной долей прагматизма и очень внимательно относиться к обязательствам, которые мы взяли на себя перед Китаем, Аргентиной и другими партнерами, дабы не оказаться втянутыми в чуждую нам торговую войну. В противном случае мы рискуем набить шишки вместо того, чтобы получить желанные привилегии.
Жозе Нантала Бадуэ Фрейре — эксперт по гражданскому и международному праву в Peixoto & Cury Advogados и член исследовательской группы по БРИКС в Университете Сан-Паулу.