Четвертый год подряд ежемесячный журнал «Умма», посвященный различным аспектам ислама, организует праздничные мероприятия в Бишкеке и Оше — двух крупнейших городах страны — по случаю Всемирного дня хиджаба. Идея праздника, который ежегодно, начиная с 2013 года, отмечается 1 февраля, принадлежит проживающей в Нью-Йорке активистке Назме Хан, задумавшей его с целью стимулирования толерантности.
В такой стране, как Киргизия, где светские консерваторы, мусульмане (число которых неизменно растет) и прозападные либералы регулярно участвуют в идеологических баталиях, ношение этого простого предмета одежды вызывает чаще раздражение, нежели понимание.
Поначалу ежегодное мероприятие по случаю Дня хиджаба в Киргизии проходило довольно вяло. В первый раз в Бишкеке нашлось около 150 женщин, желающих принять участие. В этом году их число значительно выросло, достигнув 2 тысячи человек.
В торговом центре, где проводилось мероприятие, организаторы рассказывали об истории хиджаба и проводили со всеми желающими мастер-классы по его ношению. Активисткам были вручены награды в знак признания их заслуг в деле продвижения прав женщин, а дизайнеры продемонстрировали на подиуме последние тенденции в одежде, соответствующей нормам ислама. Посетители также приняли участие в викторинах и других играх, за победу в которых они получили призы.
По словам главного редактора журнала «Умма» Элианны Марьям Сатаровой, ее целью было помочь опровергнуть бытующее мнение о том, что ношение хиджаба связано с религиозным радикализмом. Киргизские женщины, которые решаются надеть платок, регулярно подвергаются оскорблениям и насмешкам со стороны людей на улицах, сказала она.
Чтобы не заострять внимание на религиозной составляющей мероприятия, его название было слегка изменено — оно стало называться «Днем платка», а празднование было перенесено на субботу, 2 февраля, чтобы больше людей могли принять участие.
По мнению Сатаровой, благодаря этому праздник вызвал больше интереса, чем прежде. «В этот день можно увидеть много женщин, на голове которых красуется элечек — традиционный для киргизских женщин головной убор», — сказала она.
Это также помогло заручиться поддержкой ряда уважаемых общественных деятелей. В этом году на мероприятии в Бишкеке присутствовали депутат парламента Айнуру Алтыбаева, правозащитница Рита Карасартова и телеведущая Ассоль Молдокматова, называющая себя гуру моды.
Сатарова утверждает, что их цель не пропагандировать платок, а продемонстрировать, что он не представляет опасности для общества.
«По-прежнему распространено негативное стереотипное отношение к женщинам и девушкам в хиджабе. Если раньше эти женщины сталкивались с агрессией, то теперь их игнорируют, будто их не существует. Зачастую хиджаб — причина, по которой женщин не принимают на работу и даже не пускают в бассейны», — сказала она.
Традиционно в Кыргызстане именно замужние женщины решают носить хиджаб. Правозащитница Карасартова рассказала, как ей надели платок в день свадьбы.
«Я не ношу платок постоянно, но, как и все киргизские келины [невестки], я надеваю его, когда еду в деревню навестить родственников моего мужа», — сказала она.
«Я активно использую элементы одежды для мусульманок в своей коллекции и часто раздаю платки женщинам, которые покупают мою одежду. Женщина в платке выглядит очень нежно и изысканно», — сказала Мамажакыпова.
Дизайнер Асель Аматова носит хиджаб чуть больше года. На мероприятии в Бишкеке она продемонстрировала созданные ею свадебные и вечерние платья.
«Я начала создавать эту линию одежды, как только сама надела хиджаб»,- сказала Аматова.
Однако, приняв решение надеть хиджаб, она натолкнулась на стену непонимания.
«Несмотря на то, что мои родители тоже мусульмане, они не были в восторге от подобных перемен в своей жизни. Но если мои родственники пытались понять […], то со стороны незнакомцев я зачастую сталкивалась с агрессией. Однажды пожилая женщина закричала при виде меня: «А вот и черная ведьма!»«, — поделилась Аматова.
Во время празднования в Бишкеке сторонницы ношения хиджаба неоднократно озвучили мысль о том, что платок меняет мировосприятие и характер своей владелицы.
«После того, как я надела хиджаб, я стала добрее, мягче, терпимее. Мое поведение на публике изменилось в лучшую сторону», — сказала Аматова.
В мероприятии приняли участие несколько совсем юных девушек. Жипара, мать 11-летней Рахимы, начала носить хиджаб 14 лет назад. И кажется естественным то, что она убедила дочь сделать то же самое.
«Когда дочери было три года, я иногда надевала на нее хиджаб, и ей это нравилось. Она начала носить его по-настоящему около двух лет назад, и теперь она постоянно носит его», — сказала Жипара.
К облегчению Жипары, одноклассники ее дочери, похоже, нормально воспринимают Рахиму и ее манеру одеваться.
Воодушевленная и охваченная любопытством корреспондент Eurasianet.org обратилась за помощью в выборе подходящего платка к Венере Акеленовой, владелице салона красоты, который обслуживает женщин-мусульманок. Преображение было полным. Смысл состоял в том, что хиджаб придает не только женственность, но и наделяет чувством безопасности.
Отсутствие чрезмерного внимания к хиджабу в ресторанах и на улице доказывает, что переломный момент в вопросе принятия обществом хиджаба практически наступил. Однако в социальных сетях ситуация обстояла иначе: многие пользователи агрессивно отреагировали на фотографию корреспондента в хиджабе, опубликованную ею в Фейсбуке.
«Что вы делаете? Пропагандируете хиджаб?» — написал один.
«Вы собираетесь в Сирию?» — спросил другой.
«Снимите этот платок немедленно. Он не подходит вам. Вы похожи на старую бабушку», — сказал третий.
Негативная реакция шокировала. Несмотря на то, что было достаточно ободряющих комментариев, язвительные высказывания нашли большой отклик у людей.
Основной посыл состоит в том, что, возможно, понадобится сделать ношение хиджаба ежегодной традицией, пока люди не поймут, что не им решать, как жить другим.