Анзор Музаев — заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки России — недавно сообщил, что в настоящее время 289 человек из 43 регионов России зарегистрировано на сдачу китайского языка в формате единого государственного экзамена. Он также сообщил, что в связи с постоянным увеличением числа высших учебных заведений, которые признают результаты экзамена по китайскому языку в качестве результатов вступительных испытаний, ожидается, что в будущем будет постепенно увеличиваться и число сдающих экзамен по китайскому языку.
Единый государственный экзамен в России является не только выпускным экзаменом из школы, но также и вступительным экзаменом в высшие учебные заведения. В этом году российские учащиеся средних школ впервые смогут сдать ЕГЭ по китайскому языку, который стал пятым языком в перечне сдаваемых в рамках ЕГЭ иностранных языков после английского, немецкого, французского и испанского.
В российских академических кругах считают, что растущая в России популярность изучения китайского языка — воплощение тесных отношений между Россией и Китаем. По мере активной реализации программы «Один пояс, один путь» непрерывно углублялось сотрудничество и обмен обоих государств во всех областях, происходил существенный рост двустороннего товарооборота, и все это привело к возникновению острой нехватки в России специалистов со знанием китайского языка. Согласно статистике Министерства образования РФ, в России резко возросло число людей, изучающих китайский язык: в 1997 году насчитывалось около пяти тысяч человек, в 2017 их число уже достигло 56 тысяч.
Согласно данным исследования, опубликованными авторитетным российским кадровым агентством, профессия «Переводчик китайского языка» вошла в тройку самых высокооплачиваемых профессий в Санкт-Петербурге. Эта должность подразумевает, что сотрудник должен обладать высококвалифицированной подготовкой, навыками письменного и устного перевода, а также быть готовым к постоянным командировкам в Китай. Средняя зарплата в месяц составляет 150 тысяч рублей (1 рубль приблизительно равен 0,1 юаня). Алексей Алексахин, профессор Московского государственного института международных отношений, сказал: «Сегодня все больше молодых россиян осознают, что отношения между ними и китайским языком становятся все более тесными. Изучение китайского языка вносит в жизнь новые краски».
По статистике, в настоящее время среди россиян, изучающих китайских язык, около 31% являются учениками начальных и средних школ. Генеральный консул КНР в Иркутске Цао Юньлун сообщил нашему репортеру, что регион хоть и находится в Сибири, в Иркутсткой области тоже произошел «бум китайского языка». Несмотря на то, что Усть-Кут — всего лишь небольшой городок в Иркутсткой области с населением в несколько десятков тысяч, однако в средних школах города были введены занятия по китайскому языку. Из этого можно увидеть, насколько здесь популярен китайский язык.
За последние 20 лет заметно выросло число российских университетов, которые готовят специалистов со знанием китайского языка. В 1997 году насчитывалось 18 университетов, где были введены дисциплины, связанные с китайским языком, а в 2017 их число достигло 179. Конкуренция среди абитуриентов НИУ ВШЭ на специальность «Востоковедение», где преподается китайский язык, носит очень ожесточенный характер. В 2018 году правительство увеличило набор студентов на специальность «Востоковедение и африканистика» в Дальневосточном федеральном университете с 20 до 120 человек.
«Бум китайского языка» выявил, что в России не хватает преподавателей китайского языка, поэтому крайне важно разработать единый план подготовки преподавателей и программу обучения. Алексей Маслов, руководитель Школы Востоковедения НИУ ВШЭ, сообщил журналисту, что в настоящее время многие российские высшие учебные заведения, включая НИУ ВШЭ и Московский государственный педагогический университет, занимаются разработкой учебной программы китайского языка в средних школах и составлением учебников, в совместном китайско-российском университете в Шэньчжэне идет подготовка программы преподавания китайского языка в средних школах. «Ожидается, что в ближайшее время будет разработано по меньшей мере 4-5 магистерских программ преподавания китайского языка в средних школах и программ последипломного образования», — сказал Алексей Маслов.