После подсчета 80% бюллетеней стало ясно, что во втором туре выборов за президентский пост на Украине будут бороться Зеленский и Порошенко. Чего можно ожидать от будущего президента в области энергетики?
На Украине роль президента в энергетической сфере сложно переоценить. Он не только, будучи главой Совета безопасности, формирует стратегию в этом направлении, но и назначает главу правительства, тем самым оказывая влияние на то, кто станет министром энергетики. Разумеется, ключевой аспект в формировании политики — это поддержка Верховной рады. Она утверждает кандидату премьера и всех министров (за исключением глав оборонного и внешнеполитического ведомств). Взаимодействие на линии президент — правительство — парламент играет важную роль также с точки зрения законотворчества, что особенно актуально в контексте процесса либерализации энергетического сектора. В связи с этим в программах многих кандидатов появилась идея внедрения механизмов, которые позволят предотвратить блокирование реформ, связанных с претворением в жизнь положений соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Петр Порошенко: медленное движение вперед
Самых больших успехов команда Порошенко добилась в газовом секторе (хотя именно с ним были связаны шаги, вызывавшие наиболее серьезные споры). С 2015 года Украина перестала импортировать голубое топливо непосредственно из России, что называют основным достижением действующего президента. При этом украинцы продолжают покупать иностранный газ, в первую очередь при помощи физического реверса из-за западной границы. Важную роль в торговле газом с Украиной играет Германия.
Утрата контроля над Крымом и частью Донбасса привела к снижению объема потребления этого сырья, что Киев преподносит как успех на пути к повышению энергоэффективности украинской экономики. К сожалению, достижения здесь остаются более чем скромными, хотя положительным явлением можно назвать появление этой темы в украинских дискуссиях на тему энергетики и в политических планах Порошенко на будущее.
Действия президента направлены на то, чтобы Украина обрела газовую самодостаточность, а добиться ее призвано как увеличение энергоэффективности, так и наращивание объема внутреннего производства при помощи привлечения западных инвесторов. Киев уже начал предпринимать робкие шаги в направлении дерегулирования добывающей отрасли.
Главной темой в этой сфере остается, однако, вопрос, есть ли у Украины запасной план на случай, если после запуска газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» Кремль откажется от транзита сырья через ее территорию. Порошенко планирует продолжать активную борьбу с российско-немецким проектом, одновременно стараясь привлечь иностранных инвесторов к управлению украинской газотранспортной сетью. Это бы позволило получить средства на ее модернизацию, а одновременно защититься от давления со стороны России благодаря присутствию западных бизнес-игроков. Рамки для проведения реформ будет задавать необходимость внедрения европейских требований в отношении всего сектора производства, транспортировки и дистрибуции газа.
В свою очередь, электроэнергетика не получала должного внимания не только при Порошенко, но и при его предшественниках. Реальные подвижки произошли только в 2017 году, когда Киев подписал договор об интеграции украинской Объединенной энергетической системы с энергосистемой Европы (ENTSO-E).
Это проект предполагает модернизацию и запуск выведенного из эксплуатации в 1990-х годах энергетического моста ЕС — Украина: линии электропередач с напряжением 750 кВ, соединяющей Хмельницкую АЭС с подстанцией в польском Жешуве. Другой его отрезок идет в Венгрию.
В предыдущие годы Украина старалась на разных уровнях привлечь Польшу к проекту, чтобы ускорить интеграцию украинской системы с польской, однако, пока польское руководство проявляет к инициативе умеренный интерес. Дополнительный элемент программы Порошенко — это модернизация энергоблоков украинских атомных электростанций и увеличение их мощностей. Речь идет, в частности о Хмельницкой АЭС.
Нефть и уголь — проблемные для Порошенко темы
Компрометирующей действующего президента, в свою очередь, выглядит ситуация с нефтепродуктами и углем. За последние пять лет зависимость Украины от российского импорта первых только увеличилась. В первую очередь это касается дизельного топлива, 70% которого поступает из Белоруссии и России. Одновременно развивается теневой рынок, и появляются новые коррупционные схемы, использующиеся в снабжении дизельным топливом армии. Все это бросает тень на президентство Порошенко, который, кажется, не замечает существующих проблем.
Не менее важна и тема экспорта антрацита из Донбасса под видом российского сырья. Киевские власти демонстрирую свою неспособность справиться с этим явлением и заявляют, что необходимыми инструментами для борьбы с ним обладают те государства, которые покупают уголь у России, в том числе Польша. Варшава, в свою очередь, считает, что такие инструменты есть только у Брюсселя. В итоге Киев лишь старается ограничить объем энергии, которая производится на использующих антрацит электростанциях, а сама проблема остается нерешенной.
Зеленский: все и ничего
Действующий президент находится в несколько более выгодном положении, поскольку он может демонстрировать свои достижения и обещать продолжать реформы, тем более что они медленно, но все же внедряются.
Основная проблема Зеленского заключается в том, что он избегает участия в дискуссиях и контактов с прессой, а если и дает комментарии, то только на собственных условиях и не вдаваясь в детали. В связи с этим у журналистов и аналитиков возникают серьезные сложности с прогнозированием, чего можно ожидать от этого кандидата (в том числе в сфере энергетики).
Найти в выступлениях Зеленского, какие-то конкретные идеи на тему такой важной области как энергетика, нелегко. Юмористу удалось ловко выкрутиться даже отвечая на вопрос о ценах газа для индивидуальных потребителей. Он заявил только, что «Международный валютный фонд уделяет особое внимание формированию ставок».
Можно предположить, что Зеленский не хочет поднимать эту тему, поскольку его команда планирует сохранить нынешний курс на выполнение требований МВФ (в конечном счете это приведет к непопулярным решениям о росте тарифов). Если сопоставить вышеприведенное высказывание и остальные детали программы Зеленского, можно придти к успокаивающему выводу, что он собирается и дальше вести страну в западном направлении и продолжать процесс реформ.
Разумеется, тревогу вызывает отсутствие у актера опыта в сфере энергетики и тот факт, что в его команде нет людей с соответствующей подготовкой. Однако успех этого кандидата может привлечь к нему так называемых реформаторов, которые, с одной стороны, будут способствовать созданию положительного имиджа юмориста, а с другой — повысят доверие к нему со стороны западных инвесторов.
Гораздо больше о планах в сфере энергетики говорит не программа кандидата (в ней содержатся лишь общие тезисы: децентрализация, дерегулирование, борьба с черным рынком, самодостаточность, прозападный курс), а его связи с олигархами. Хотя Зеленский сделал основой своей кампании тему борьбы с олигархической системой, журналисты регулярно обнаруживают информацию, которая плохо с этим вяжется. Актера поддерживает один из крупнейших украинских магнатов и главный враг Порошенко Игорь Коломойский. Прежде всего олигарх помогает кандидату в президенты тем, что предоставляет ему эфирное время на своем телеканале «1+1».
В последние пять лет империя Порошенко укрепилась, а империя Коломойского стала слабее, поэтому второй, вероятно, будет готов на все, чтобы в ближайшие годы изменить тренд. Это может отразиться в том числе на энергетическом секторе и в особенности на будущем концерна «Укрнафта».
Присоединение к команде Зеленского Абромавичюса также может иметь значение. Вопреки распространенному мнению, это не просто «иностранный реформатор», а бывший министр, которого подозревали в продвижении интересов еще одного олигарха — Дмитрия Фирташа и его холдинга «Груп ДФ». Следует отметить, что при Порошенко Фирташу тоже пришлось «уйти в оборону». В этом контексте можно предположить, что президентство Зеленского пройдет под лозунгом «олигархической реконкисты».
Выборы после выборов
Ключевым остается вопрос о том, каковы шансы обоих кандидатов на претворение своих программ в жизнь. Порошенко находится в этом плане в более выгодном положении: у него есть стабильное правительство и парламентское большинство, а это позволит эффективно управлять страной как минимум до осени. Тогда должны пройти парламентские выборы, которые расставят все акценты в украинской политике на ближайшие несколько лет. Опросы общественного мнения (а президентские выборы показали, что они верно отображают настроения) показывают, что политический пейзаж Украины серьезно изменится.
Президентский «Блок Петра Порошенко» может, согласно этим данным, рассчитывать примерно на 10% голосов и третье место в парламенте. Это связано с тем, что у главы государства большой негативный электорат, сформировавшийся, поскольку украинцы недовольны отсутствием результатов борьбы с коррупцией, снижением уровня жизни и недостаточным темпом внедрения реформ.
«Блок Порошенко» с результатом на уровне 15% и 17% соответственно обгоняют партия Юлии Тимошенко «Батькивщина» и недавно появившаяся на украинской политической сцене партия Владимира Зеленского «Слуга народа» (название взято из сериала, в котором актер играет роль президента).
Таким образом можно представить себе сценарий в котором Зеленский побеждает во втором туре президентских выборов и договаривается с Тимошенко о сотрудничестве на парламентских. Далее он (как в фильме) в течение полугода безуспешно «борется с олигархической системой», одновременно обвиняя в ходе непрекращающейся избирательной кампании людей Порошенко. В результате партии Зеленского и Тимошенко получают высокий результат и создают правящую коалицию. Тимошенко отказывается от своих требований снизить цены на газ и вновь занимает пост премьер-министра (именно она вела ранее переговоры по газовому контракту с россиянами, а эта тема останется актуальной). В последующие годы Коломойский и Фирташ смогут, вести успешное наступление на империю Порошенко, прикрываясь тезисами о постепенном продолжении процесса прозападных реформ.
Разумеется, нельзя исключить и фантастический сценарий, в рамках которого Зеленский действительно решит начать борьбу с олигархами не на жизнь, а на смерть. Однако в таком случае он не только не задержится на президентском посту, но и может даже попасть в тюрьму на основании сфабрикованных обвинений, точно так же, как «слуга народа» из телесериала.