С началом войны против такфиристских террористических группировок в Сирии в 2011 году регион и мир в целом стали свидетелями серьезного раскола между сторонниками и противниками сирийского правительства. С тех пор не прекращается анализ позиции России и Китая, а также возможности формирования нового мирового порядка, который положит конец однополярной системе. Эта система существовала в период после распада Советского Союза в 1990 году. Соединенные Штаты единолично принимали судьбоносные решения в отношении государств, даже не обращаясь к Совету Безопасности ООН, как это произошло при американском вторжении в Ирак в 2003 году. Они также привлекали на свою сторону постоянных членов Совета, как в случае с войной против Ирака после его вторжения в Кувейт в 1991 году.
Как отмечают некоторые аналитики, новый полюс будет представлен Россией и Китаем. К ним присоединятся Иран, Сирия, «Хезболла», ХАМАС и «Исламский джихад», которые образуют ось против Соединенных Штатов и поддерживающих их региональных и глобальных игроков. Некоторые называют эти страны осью сопротивления, то есть сопротивления Израилю в связи с тем, что угрозу представляет само его существование. Нужно учитывать, что Россия является наследницей Советского Союза, который поддерживал арабские страны в период кризисов, особенно это касается палестинской проблемы и войн 1967 и 1973 годов. Тем не менее, факты не всегда подтверждают данный тезис, и политика России часто идет вразрез с устремлениями некоторых стран, принадлежащих к этой оси. Речь идёт прежде всего об Иране.
Колебание российской позиции обусловлено несколькими причинами, которые можно сформулировать следующим образом.
1. Россия по-прежнему страдает от последствий аннексии Крыма и наложенных на нее санкций. По этой причине она не хочет занимать позицию, которая могла бы осложнить ее отношения с Западом и Соединенными Штатами, в частности. В таком случае НАТО может снова взять на вооружение политику холодной войны, в то время как Россия еще не готова к этому с экономической точки зрения. Она не должна совершить ту же ошибку, что и Советский Союз.
2. Приоритеты российской стороны отличаются от приоритетов Ирана, «Хезболлы», ХАМАС и «Исламского джихада». Русские не спешат восстанавливать контроль над областями влияния, существовавшими в эпоху Советского Союза. Они работают усердно и осторожно, используя стратегические ошибки Соединенных Штатов, особенно в период президентства Трампа. Кроме того, они воздерживаются от любых действий, которые спровоцировали бы американцев оказать давление на администрацию США.
3. Россия в полной мере осознает, что политика Ирана является политикой равного ей государства. Иран и Россию связывают союзнические отношения (но в определенных пределах), и решения Ирана остаются суверенными. Поэтому в рамках этого альянса Москва не может пойти наперекор своим интересам. Враждебность Израиля не в их числе, пока Иран является суверенным государством с большим региональным весом.
4. Израиль представляет собой важный фактор, влияющий на американскую политику. Израильское лобби оказывает давление на тех, кто принимает решения в Соединенных Штатах, и поддержание с ним дружественных отношений — своего рода в заверение Америки в добрых намерениях, позволяющее российскому игроку проникать в зоны влияния без провокаций.
Таким образом, если при разработке стратегии ось сопротивления полагается на Россию, она окажется в условиях серьезного кризиса. Странам придётся пересмотреть свои расчеты в соответствии с новым уравнением. Эти расчеты должны принимать во внимание российский фактор, но изменить его значение и границы взаимодействия с ним.