Трейдеры, присутствующие на заседаниях в приспущенных брюках, вечеринки, организованные в ночном клубе «Плейбой Клаб» (Playboy Club) для укрепления деловых связей, вызывающие действия вроде появления в оскорбляющей человеческое достоинство одежде и требований руководства, чтобы женщины-подчиненные на встречи с клиентами надевали топы с глубоким вырезом. Похоже на бесчинства и сексизм 1980-1990-х годов, но все это уже в прошлом.
«За последние девять месяцев количество жалоб значительно увеличилось — говорит Себастьян Бейли (Sebastian Bailey), соучредитель компании, «Майнд Джим» (Mind Gym), проводящей обучение навыкам поведения.
Самые почтенные учреждения Сити теперь лихорадочно пытаются пресекать хамское поведение, чтобы «Волк с Уолл-Стрит» (речь идет о жизни, которую ведет нью-йоркский брокер, герой фильма Wolf of Wall Street — прим. перев.) навсегда остался в прошлом. На прошлой неделе 333-летняя лондонская страховая компания «Ллойдс» (Lloyd's) объявила о последних заказах в своем пабе и ввела более строгие правила поведения после того, как она была потрясена обвинениями в сексуальных домогательствах и агрессивном поведении в отношении работающих в компании женщин.
Эти изменения совпали с решением Лондонской биржи металлов (LME) ввести кодекс поведения впервые за свою 142-летнюю историю. Это произошло через полгода после того, как один из ее работников провел в клубе «Плейбой» в лондонском квартале Мейфэр вечеринку для налаживания деловых связей.
«Возле пабов на солнце стоят только работники страховых компаний и трейдеры из LME. Все остальные сидят у себя за рабочими столами и едят еду на вынос производства компании „Прет-а-Манже" (Pret A Manger), — говорит 55-летний трейдер из Сити. — Последние, кто в Сити еще забавляется, как в старые добрые времена — это работники страховых компаний. В банковском секторе и в брокерских компаниях люди на это больше не тратятся, и идут тусоваться только после шести вечера. В 80-е годы мы выбегали в паб в 11.30, выпивали как можно больше и возвращались на работу в 13.30, чтобы дальше считать доллары».
Для банков этот культ веселья и попоек внезапно изменился после финансового кризиса. Те, кто посещает ежегодную конференцию по недвижимости Mipim, которая представляет собой продолжающуюся целую неделю вакханалию в Каннах с многочисленными роскошными вечеринками, говорят, что с кризисом настроения банковских работников изменились.
Один консультант по недвижимости вспоминает мероприятие Банка Шотландии (Bank of Scotland), проведенное на вилле на Лазурном берегу для предпринимателей, которых он поддерживал. То, что некогда было гламурным буйным празднеством, внезапно превратилось в сборище, во время которого все чувствуют себя стесненно и неловко, поскольку большинство гостей знают, что особых поводов для веселья нет.
«Обстановка нервозная, напряженная. Были люди, которые пили минеральную воду и, казалось, что они нервничают. Либо были те, кто был пьян, и было видно, что они нервничают. И это были по-настоящему последние дни „Римской империи"», — вспоминает консультант.
«Все эти предприниматели знали, что рынок вот-вот рухнет. Многие люди на той вечеринке в следующие несколько лет разорились». Ряд крупных банков в настоящее время стараются совсем не проводить конференции Mipim из опасений, что их сочтут банками, поощряющими чрезмерные расходы. Другие известные лица отказались от участия в этой авторитетной конференции на фоне «проблем с поведением», после разразившегося в прошлом году скандала вокруг благотворительного ужина членов Клуба президентов.
На фоне возмущения в связи с проведением благотворительного ужина, на котором присутствовали только мужчины, руководству биржи LME пришлось проанализировать свою собственную политику. И внимательнее взглянуть на мероприятия, проводимые в рамках недели LME, центрального события в расписании Биржи металлов, известного своими сексистскими развлечениями (в течение этой недели ночной клуб Stringfellow's дает трейдерам пароль «металл» для бесплатного входа в клуб).
«Разумеется, внимание всего Сити сосредоточено на том, чтобы быть как можно более представительными, и из-за истории с благотворительным ужином членов Клуба президентов это стало по-настоящему очевидным, — говорит операционный директор LME Мэтью Чемберлен (Matthew Chamberlain). — Мы работаем на рынке с давними традициями, но единственным недостатком является то, что иногда поведение становится менее адекватным».
Издание «Сандей Телеграф» (The Sunday Telegraph) связалась более чем с 50 крупнейшими британскими фирмами, работающими в сфере финансовых услуг, чтобы узнать, пересматривают ли они свой кодекс корпоративной культуры, политику в отношении напитков и наркотиков или процедуры сбора данных о нарушениях с помощью информаторов в свете скандала в страховой компании «Ллойдс». Почти во всех компаниях ответили отрицательно, заявив, что они сделали это много лет назад, и что LME и «Ллойдс» являются последними компаниями в Сити, которым необходимы перемены. Из-за финансового кризиса резко прекратились печально известные вечеринки, которые устраивали банки, ланчи с алкоголем (шесть работников банка «Барклайс» Barclays однажды «записали» на счет ресторана Гордона Рамзи 44 тысячи фунтов стерлингов за алкоголь), полеты на частных самолетах и обеды в дорогих ресторанах морепродуктов. Однако, по словам руководителей отрасли, непристойные шутки и культура альфа-мужчин существуют в Сити в негласном порядке.
«В Сити [в 80-е годы] было множество баров с приватными танцами, проводились многочисленные трехчасовые обеды с выпивкой и повсеместно царили неприкрытые домогательства и сексизм. Это была вотчина мачо. В наши дни эти явления не исчезли, — говорит Хелена Моррисси (Helena Morrissey) из компании Legal & General Investment Management. — Многие женщины по-прежнему обращаются ко мне и рассказывают, как мужчины ведут себя по отношению к ним. Одна из них сказала мне, что ее попросили уйти, потому что она пожаловалась на то, как с ней вел себя ее начальник. Я только что провела в их офисе беседу о гендерном равенстве».
Более того, несмотря на всю проводимую политику, многие учреждения до сих пор пытаются изменить менталитет персонала — среди них есть такие, кто не хочет прощаться с бесконечными вечеринками. Себастьян Бейли из «Майнд Джим» говорит, что наличие кодекса поведения обычно не особенно влияет на поведение, и его соблюдение меняет ситуацию лишь незначительно. Те, у кого есть доступ в паб компании «Ллойдс», говорят, что никогда им не пользуются (все ходят в таверну «Лэмб» или в «Нью-Мун» в Леденхолле), и трейдеры вряд ли перестанут посещать стрип-клубы лишь потому, что этого требуют правила. По словам Бейли, ненадлежащее поведение зачастую сводится к злоупотреблению властью со стороны тех, кто занимает руководящую должность или чувствует себя незаменимым, поскольку они либо управляют большими деньгами, либо поддерживают отношения с особо ценными клиентами.
«Есть факты, указывающие на то, что мере того как люди поднимаются по карьерной лестнице, занимая в организациях все более высокие должности, уровень эмпатии, как правило, снижается, — говорит он. — Это когда люди чувствуют, что они более ценны для организации, чем наоборот. Существует также размытая грань между дружбой и профессиональной работой — вы могли работать с кем-то в течение 25 лет, и они были на вашей свадьбе. Но затем в организации появляются люди, которые не являются вашими друзьями и имеют другие требования к поведению».
Но существует очевидный разрыв поколений. Те, работающие в Сити, кому около 30, говорят, что кое-чего, о чем они слышат, они не замечают. В отличие от своих старших коллег, они утверждают, что никогда не испытывали давления со стороны людей, требующих, чтобы они пили алкоголь или «подтрунивали и насмешничали», ради повышения по службе.
«Несомненно, в этом основную роль играют мужчины, и с 11 утра люди идут в Леденхолл (всегда есть кто-то, кто празднует сделку), но я не испытываю давления [с требованием пить], — говорит ответственный сотрудник страховой компании, которому чуть за 30. — Те, кому лет 30-40, во время обеда, скорее, пойдут в спортзал, чем в паб».